home

Городцов Александр Дмитриевич

Градцов, сцен. псевдоним

 

Городцов Александр Дмитриевич (30.10 (11.11).1857, с. Поздное Михайловского уезда Рязанской губ. – 10.1918, г. Пермь) – артист оперы (бас), хоровой дирижер, педагог, лектор, выдающийся музыкально-общественный деятель региона. Родился в семье священника. Образование получил в Рязанской духовной семинарии, затем на юридическом факультете Московского университета. В студенческие годы пел в церковных хорах, в хоре Русского хорового общества и Синодальном хоре. Одновременно в 1878-1985 гг. брал уроки пения у известного в то время композитора и педагога по вокалу В. Кашперова. По окончании университета (1883 г.) работал адвокатом и продолжал петь в хоре Русского хорового общества под управлением В. Орлова, позднее выступал в оперетте в г. Москве и г. Нижнем Новгороде. В 1885 г. дебютировал на оперной сцене в г. Харькове, где пел ведущие партии, позднее выступал в итальянской оперной труппе в городах Харькове и Ростове-на-Дону. В 1888-1896 гг. солист оперных театров в городах Петербурге, Москве, Астрахани, Казани, Киеве, Саратове, Симбирске. В 1895-1897 гг. и в сезоне 1903/1904 гг. пел в г. Перми. Оперный репертуар включал свыше 60 партий. Лучшими из них считались Фарлаф («Руслан и Людмила» М. И. Глинки) и Иван Хованский («Хованщина» М. П. Мусоргского). Среди др. партий современники отмечали такие, как: Голова («Черевички» П. И. Чайковского), Гремин («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Казенбек («Кавказский пленник» Ц. А. Кюи), Сурин («Пиковая дама» П. И. Чайковского). В 1895 г. создает программу организации хоровых коллективов и музыкально-просветительской работы при Перм. губернском попечительстве о народной трезвости. Программа была поддержана перм. губернатором П. Г. Погодиным, и А. Д. Городцову поручили возглавить дело. С 1896 г. он лично объезжал губернию и организовывал хоры в городах, заводских поселках и селах, распространял методические пособия по изучению музыкальной грамоты, которые разрабатывал сам. Почти ежегодно организовывал хормейстерские курсы (курсы певческой грамоты), платные и бесплатные. В 1898 г. организовал в г. Перми постоянный бесплатный народно-певческий класс, в 1899 г. такой же класс в г. Екатеринбурге, где занятия проводил его ученик Ф. Узких. Вводил (совместно с инспектором народных училищ А. П. Раменским) изучение нотной грамоты в сельских школах. Сделал переложения опер «Иван Сусанин» М. И. Глинки и «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского для исполнения их в сельских условиях без оркестра, и они во многих местах были поставлены. Издал ряд хоровых сборников, в том числе «Народнопевческие хоры» (М., 1907-1917. Вып. 1-6). Добился открытия в обществе трезвости нотно-педагогической библиотеки (1896 г.), в городской общественной библиотеке ? нотного отдела, положив в основу собственное собрание (1907 г.), а затем и самостоятельной нотно-музыкальной библиотеки (1914 г.). Выступал в певческих собраниях как дирижер и солист. Неоднократно выступал с лекциями в Перм., Самарской, Минской губ., где также организовал хоры. В 1907-1908 гг. - председатель правления Перм. певческого общества, позднее возглавлял Филармоническое общество и входил в число директоров отделения Императорского российского музыкального общества в г. Перми. В результате огромная и удаленная от центра Перм. губ. стала одной из самых «поющих», самых музыкальных в стране: было создано более 400 хоров – больше, чем во всей остальной России. В период 1896-1915 гг. руководил проведением в г. Перми и г. Екатеринбурге 20-ти циклов летних курсов по подготовке учителей хорового пения и регентов, на которых присутствовало около 2000 человек. В 1915 г. на Первом Всероссийском съезде деятелей народного театра в г. Москве выступил с докладом о народно-певческом деле в Перм. губ. В период революционных событий 1917-1918 гг. работал инструктором по народно-певческому делу при губернском Комиссариате народного просвещения. Похоронен на городском (Егошихинском) кладбище. Могила сохранена.

В. А. Порозов