home

Врачебно-санитарная хроника Пермской губернии. 1912. № 6-9

?
28

9. Поддержаніе чистоты.
А. Требованія, предъявляемыя гигіеной.
Поддержаніе въ школѣ чистоты является чрезвычайно важнымъ въ виду
слѣдующихъ соображеній:
Какъ извѣстно, дѣти приносятъ въ школу на одеждѣ и обуви много
пыли и грязи, которая потомъ, поднимаясь въ воздухъ, вдыхается; это по­
стоянное вдыханіе ныли, въ которой могутъ быть и возбудители заразныхъ
болѣзней (напр, чахотки), должно отзываться на здоровьѣ, конечно, весьма
неблагопріятно. Поэтому гигіена требуетъ, чтобы борьба съ грязью и пылью
велась самымъ серьезнѣйшимъ образомъ. Борьба эта должна вестись, такъ
сказать, на 2 фланга: съ одной стороны необходимо заботиться о возможно
большемъ предохраненіи школы отъ занесенія грязи, а съ другой—о постоян­
номъ удаленія грязи накопляющейся.
Для выполненія первой задачи необходимо, чтобы при входѣ въ школу
находились приспособленія для очистки ногъ, и чтобы отхожія мѣста содер­
жались въ безукоризненной чистотѣ. Для выполненія второй задачи необхо­
димо, чтобы полъ въ школьномъ зданіи ежедневно подметался, но не сухими
щетками, а съ помощью вла.жпыхъ опилокъ и не передъ ученьемъ, а послѣ
него; чтобы вся классная мебель ежедневно обтиралась влажными тряпками,
и наконецъ, чтобы полъ 1—2 раза въ недѣлю мылся. Кромѣ того, необ­
ходимо, чтобы нѣсколько разъ въ годъ производилась основательная очистка
всего помѣщенія (стѣнъ, потолковъ, дверей и проч.).
Помимо наблюденія за чистотой зданія, не менѣе необходимо заботиться
и о пріученіи къ соблюденію чистоты самихъ учениковъ, такъ какъ воспи­
таніи ихъ въ этомъ отношеніи имѣетъ огромное значеніе *). Поэтому въ каж­
дой школѣ долженъ быть умывальникъ, мыло и утиральникъ, и пользоваться
всѣмъ этимъ ученики должны возможно чаще: иередъ ѣдой, вернувшись изъ
ретирада и т. д. Наконецъ, въ каждой школѣ должна быть по крайней
мѣрѣ одна, наполненная водой, плевательница, къ пользованію которой уче­
никовъ и нужпо пріучать.

Б. Дѣйствительное положеніе дѣла.

Метется школьное зданіе иочта вездѣ ежедневно, кромѣ 2-хъ школъ,
гдѣ метутъ черезъ день, 1-й, гдѣ метутъ 2 раза въ день и 1-й, гдѣ но
*) Распространяться объ этомъ значепіи я здѣсь не буду, т. к. оно выяснено въ моей бро­
шюрѣ „О роли народитъ учителей въ оздоровленіи русской деревни".