home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
96
Учитель: Таким образом, когда получаются приближенные
числа?
Ученик: В результате или счета или измерения, причем при
измерении всегд а получаются приближенные числа *).
•В программе V года обучения 1937 г. имеются темы дели­
мость чисел и обыкновенные дроби. Какие-либо понятия из ариф­
метики приближенных вычислений связать с этими разделами
нельзя. Правда, можно было бы параллельно действиям с целыми
числами включить четыре действия с приближенными целыми чи­
слами, а затем то же сделать в десятичных дробях, иначе говоря,
знакомство с 4-мя арифметическими действиями над целыми и дроб­
ными приближенными числами поставить параллельно соответствую­
щим действиям над целыми и дробными точными числами. Но та­
кой путь постановки знакомства с арифметикой приближенных
вычислений в V классе едва ли будет целесообразным с методи­
ческой точки зрения.
Таким образом следующим материалом, непосредственно свя­
занным с приближенными вычислениями, будет приближенное деле­
ние из раздела „Десятичные дроби".
Здесь в теме „приближенное частное" нужно провести:
1) знакомство со знаком приближенного равенства (=^), если
этого не было сделано раньше;
2) знакомство с тем, что результат деления точных чисел есть
число или точное или приближенное. Повторить и твердо закре­
пить теперь окончательно, что: а) результат счета есть число или
точное или приближенное, б) результат измерения есть всегда
число приближенное, в) результат вычисления (деления) с точ­
ными числами есть число точное или приближенное. Итак, прибли­
женные числа получаю тся в результате или счета или изме­
рения или вычисления.
Твердое знакомство с этим материалом нужно потому, чтобы
учащиеся впоследствии сами ориентировались при решении практи­
ческих задач или, по крайней мере, при помощи учителя отдавали
себе отчет в том, какие данные в задаче считать точными и какие
приближенными.
3. Выяснить и закрепить выражение „с точностью до (такого
то знака)".
4. Дать понятия о приближенном частном „с избытком11 и
„с недостатком".
5. В теме „деление на десятичную дробь" повторить правила
округления чисел, причем формулировку „округлить число значит
сохранить в нем одну или несколько цифр, считая слева направо,
а остальные отбросить и заменить их нулями" теперь уточнить,
указав, что в случае десятичной дроби замена нулями отброшенных
*) Понятие о том, что результат вычисления (деления) с точными числами
является числом или точным или приближенным придется давать уже позднее
(при проработке темы „приближенное частное").