home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
95

усваиваются. Во всех трех случаях редакция почти одна и та же,
что значительно облегчает запоминание. Кроме того, это правило
в данной редакции весьма близко к правилу округления чисел при
делении, что также' неплохо. Правило же, данное в учебнике ариф­
метики Попова, труднее дается учащимся как по формулировке
так и по применению на практике.
В этой же теме, при записи первоначальных и соответствующих
им округленных (приближенных) чисел, удобно познакомить уча­
щихся со знаком приближенного равенства (=^), хотя особенной не­
обходимости в этом пока еще нет и это знакомство можно с успехом
отнести к более позднему материалу („Приближенное частное*).
Следующим программным материалом для V класса идет:
величина, измерение величины, меры. В конце проработки этих тем
нужно познакомить учащихся с положением, что результат изме­
рения есть всегда число приближенное.
Ход занятия можно представить следующим образом:
Учитель вызывает двух учеников и предлагает одному из них
(другой помогает) метром или рулеткой измерить длину класса
вдоль одной стены, причем результат не сообщать, а записать на
отдельной бумажке. Дальше предлагает поменяться ролями и сде­
лать то же вдоль другой стены. Затем задает вопрос: точным или
приближенным числом будет выражаться длина класса? (В этот
момент выписывает на доске результаты измерения).
Ученик: Приближенным, т.-к. число единиц сантиметров раз­
лично.
Учитель: Вследствие чего получилось это различие?
Путем наводящих вопросов установить, что это различие полу­
чилось вследствие: 1) неидеальной точности измерительной ленты,
2) неидеальной параллельности противоположных стен класса,
3) индивидуальных качеств самих измеряющих.
Дальше вызвать одного из учеников к термометру и пред­
ложить сказать, какова температура в классе. Положим получится
15°. Точное это число или приближенное? Почему? Опять устано­
вить, что 15 будет числом приближенным вследствие: 1) неидеаль­
ной точности показаний термометра, 2) несколько различной тем­
пературы в разных местах класса, 3) индивидуальных качеств
производящего отсчет.
Дальше предложить придумать самим учащимся примеры
на измерение длины, на измерение веса и т. д., и каждый раз
обращать внимание на приближенность результата. Затем учитель
задает вопрос: таким образом, какие числа по точности полу­
чаются всегда при измерении? Приближенные. Почему? Вследствие:
1) неидеальной точности измерительных инструментов, 2) неидеаль­
ной точности об'екта измерения, 3) индивидуальных качеств произ­
водящего измерение. Записать в тетрадях: результат измерения
есть всегда число приближенное.
Дальше напомнить, что результат счета является числом или
точным или приближенным.