home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
94

с отброшенным числом) увеличивать на единицу и когда оставлять
без изменения?
Учащиеся, обычно, прекрасно понимают ответ, но дать более
или менее правильную формулировку затрудняются. Тогда учитель
сам приходит им на помощь, формулируя ответ: когда заменяемое
нулями число больше половины единицы соседнего сохраняемого
разряда, то цифру этого разряда нужно увеличивать на единицу,
когда же заменяемое нулями число меньше половины единицы
соседнего сохраняемого разряда, то цифру этого разряда нужно
оставлять без изменения.
Учитель: Возьмем еще несколько отвлеченных примеров для
округления. Округлить число 37832 до тысяч. Что значит округ­
лить это число до тысяч?
Ученик: Значит число 832 отбросить и заменить нулями.
Учитель: Что нужно сделать с цифрой 7 (тысяч)?
Ученик: Увеличить на единицу (на одну тысячу).
Учитель: Почему?
Ученик: Потому, что заменяемое нулями число 832 больше
половины тысячи.
Учитель: Еще пример: округлить число 37482 до тысяч. Какое
число нужно заменить нулями?
Ученик: 482.
Учитель: Здесь что нужно сделать с цифрой 7 (тысяч)?
Ученик: Оставить без изменения.
Учитель: Почему?
Ученик: Потому, что 482 меньше половины тысячи.
Дальше взять еще примеры на округление до десятков. В заклю­
чение взять два примера на уяснение т. наз. „правила четной цифры".
Например округлить до сотен числа: 6250 и 6350. Затем про­
диктовать учащимся правило округления чисел для записи в
тетрадях:
Округлить число значит сохранить в нем одну или несколько
цифр, считая слева направо, а остальные отбросить и заменить
их нулями, при чем:
1) если отбрасываемое число больше половины единицы
соседнего сохраняемого разряда, то цифру этого разряда уве­
личивают на единицу;
2) если отбрасываемое число меньше половины единицы
соседнего сохраняемого разряда, то цифру этого разряда о ст а ­
вляют без изменения;
3) если отбрасываемое число точно равно половине еди­
ницы соседнего сохраняемого разряда, то цифру этого разряда
оставляют без изменения, если она четная, и увеличивают на
единицу, если она нечетная.
Несколько слов о формулировке правила округления- Данная
формулировка несколько трудна ддя вывода в V классе, но зато
понятия „больше половины" и „меньше половины" (единицы такого
разряда) очень легко применяются учащимися на практике и легко