home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
93
ставится уже отдельной темой в разделе „н ум ер ац и яП о этом у на
пятом году обучения можно начать сразу с примеров на округле­
ние чисел, ввиде повторения, и затем перейти к уточнению соответ­
ствующих правил.
Ход урока можно представить примерно так:
Учитель: Ребята! сейчас займемся вторым вопросом нашей
темы округление чисел. Запишите. В результате счета деревьев
в городском саду я получил число 856. Положим нам совсем
не нужно знать сколько десятков и единиц деревьев, а достаточно
знать, сколько сот деревьев растет в городском саду, да, кроме
того, я мог ошибиться при подсчете не только в числе единиц но
и в числе десятков. Поэтому мы можем, как говорят, округлить
это число, т .-е . единицы и десятки отбросить и заменить их
нулями и тогда можно сказать, что в городском саду растет всего
или 800 или 900 деревьев. Перед нами теперь стоит вопрос: какое
же число лучше взять 800 или 900. Кто скажет?
Ученик: Лучше взять число 900.
Учитель: Почему?
Ученик: Потому, что' число 856 ближе к 900.
Учитель: Возьмем еще пример.
Подсчитали, что на митинге участвовало 538 человек. Допу­
стим
опять, что вам нужно знать только сколько сот человек
участвовало на митинге, да, кроме того, мы совсем не уверены
в том, что на митинге было именно три десятка человек, а не другое
число десятков, не говоря уже о единицах, т. к. часть людей пришла
позднее, часть ушла раньше с митинга "и т. д. Поэтому мы опять
округлим это число 538 до сотен, т.-е. единицы и десятки отбросим
и заменим их кулями. Тогда опять мы можем сказать, что на
митинге было или 500 чел. или 600 человек. Которое же число
лучше взять 500 или 600?
Ученик: Лучше взять 500.
Учитель: Почему?
Ученик: Потому, что первоначальное число 538 ближе к 500.
Учитель: Давайте теперь сравним оба примера. В первом при­
мере вместо первоначального числа 856 мы взяли округленное
число 900, а во втором примере вместо первоначального числа
538 взяли округленное число 500. (Числа выписать на доске).
Какое число мы отбросили и заменили нулями в первом примере?
Ученик: 56.
Учитель: Во втором примере?
Ученик: 38.
Учитель: Что мы сделали с цифрой сотен в первом примере?
Ученик: Увеличили на единицу.
Учитель: Что сделали с цифрой сотен во втором примере?
Ученик: Оставили без изменения.
Учитель: Кто скажет теперь, на основании рассмотренных
примеров, когда нужно цифру сохраняемого разряда (соседнего