home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
92

Которое из этих двух чисел 30 или 500 будет-точным числом и кото­
рое неточным?
У ченик: Число 30 будет точным, а 500— неточным.
Дальше нужно предложить учащимся самим придумать по примеру
на подсчет предметов с точными и неточными разультатами,
а затем предложить записать в тетрадях:
1. Такое число, которое неточно (приближенно) выражает
какую нибудь величину, л а з. приближенным числом.
2. В результате счета предметов получаются числа или точ­
ные или приближенные.
Учитель: Итак, каким числом будет число 856, выражающее
количество деревьев в городском саду?
Ученик: Приближенным.
Учитель: Число 500, выражающее" количество человек, при­
сутствующих на митинге?
Ученик: Приближенным.
Учитель: Какие числа по точности получаются в результате
счета предметов?
Ученик: Или точные или приближенные.
Сделаем несколько замечаний по поводу формулировок.
1. Другое какое-либо определение приближенного числа здесь
едвали можно дать и, мне кажется, можно ограничиться для V клас­
са написанным определением.
2. Некоторые авторы слова „приближенно", и „приблизительно"
склонны отождествлять и учащиеся тоже вместо слово „прибли­
женно" склонны употреблять слово „приблизительно" просто по
той причине, что им это слово уже знакомо из обыденной жизни.
Нужно указать учащимся, что словом „приблизительно" обычно
дается грубая оценка какой-нибудь величины, оценка, как говорят
„на глазок" и этим оно отличается от слова „приближенно". Это
замечание на первых порах, можно считать достаточным для уча­
щихся V класса.
3. Нельзя говорить о том, что приближенные числа получаю­
тся в результате счета большого числа предметов. У учащихся
может создаться впечатление, что большое число как результат
счета есть всегда число приближенное, тогда как оно может быть,
в отдельных случаях, и числом точным. Кроме того, где граница
между понятиями большое и небольшое число? Этот вопрос
естественно может быть задан и со стороны учащихся. Поэтому
лучше будет, если учащиеся усвоят, что „в результате счета
получаются числа или точные или приближенные". Правда, есть
некоторая неопределенность и в этой формулировке о точности
числа в результате счета, но эта неопределенность только кажущая­
ся, т. к. в каждом конкретном случае счета ее обычно не возникает.
Перейдем к округлению чисел. С элементарными сведениями
об округлении чисел учащиеся впервые знакомятся еще на третьем
* году обучения в начальной школе в разделе „устное сложение и вы­
читание с округлением". Затем на четвертом году этот материал