home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
91
Безусловно убежден, что именно вычисления без строгого
учета погрешностей, но с применением правил подсчета цифр должны
быть основным видом' школьных вычислений вообще и единствен­
ным видом вычислений на V году обучения в частности*1... гово­
рит В . М. Брадис в предисловии своей книги „Как надо вычислять".
Не делая теоретических обоснований, в V классе
достаточно
ограничиться только опытом и доказательством целесообразности
способа подсчета цифр на ряде частных примеров и практических
выводов самих учащихся.
Прежде всего остановимся на предварительном материале,
необходимом для усвоения 4-х действий над приближенными
числами.
В числе первых понятий, с которыми нужно ознакомить уча­
щихся, будет понятие о приближенном числе и правило округления
целых чисел. Ознакомление с этим материалом удобно поставить
отдельным уроком после тем: счет, число, нумерация. J) Ход уро­
ка можно представить примерно так: после того как учащиеся з а ­
пишут тему урока: 1) понятие о приближенном числе и 2) округ­
ление чисел, учитель задает вопрос: что нужно сделать, чтобы
узнать количество каких нибудь предметов, например, количество
парт в нашем классе, или например, количество деревьев в город­
ском саду?
Ученик: Нужно сосчитать количество предметов.
Учитель: Как вы думаете, результаты счета будут одинаковой
точности во всех случаях счета или нет? Например, я подсчитал
количество парт в нашем классе, их 15, и подсчитал количество
деревьев в городском саду, насчитал всего 856 деревьев. Одинавой точности эти два числа 15 и 856 или нет?
Ученик: Не одинаковой точности.
Учитель: Которое число 15 или 856 будет неточное?
Ученик: Число 856 будет неточное.
Дальше у учащихся естественно возникает вопрос, почему
это число 856 будет числом неточным. Через ряд вопросов следует
выяснить, что число 856, выражающее количество деревьев
в городском саду, будет неточным вследствие:
1) неудобства счета большого числа деревьев, беспорядочно
расположенных (некоторые деревья могут быть сосчитаны дважды и
более, а некоторые совсем не сосчитаны);
2) некоторой неточности предметов (об‘ектов) счета (некото­
рые засохшие или полузасохшие деревья, молодые деревья, ку­
сты и т. д. могут войти или не войти в подсчет);
3) личных качеств производящего подсчет (тщательность или
небрежность подсчета).
Учитель: Возьмем еще пример: количество присутствующих
учеников сейчас в нашем классе 30. На митинге присутствует 500 ч.
1) По программам 1937 г, этот вопрос, можно связать
дробями.

с десятичными