home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
90

существующих методов учета погрешностей, является метод под­
счета цифр, разработанный В. Брадисом- Но сам Брадис говорит
об этом следующее: „необходимо выработать систему практических
правил, предусматривающих все случаи обычных в школе вычисле­
ний, и применять эти правила, начиная с самых первых шагов
математической работы: Наибольшие затруднения представляет
доступное школьникам обоснование этих правил. Придется, очевидно,
довольствоваться опытом и доказательством их целесообразности
на частных примерах, показывая, какие цифры результата заслужи­
вают доверия и какие нет" х). И в этом направлении уже много
сделано как самим Брадисом так и рядом других лиц, но многое,
еще нужно сделать, ибо „опыт, показывает,— пишет Перельман— что
навыки выполнения приближенных вычислений прививаются в
школе с трудом и довольно непрочно. Даже те крайне простые
правила, которые обоснованы и предложены В. М. Брадисом (спо­
соб подсчета цифр), трудны для учащихся. Если мы хотим добиться
того, чтобы приближенные вычисления действительно вошли в школь­
ный обиход, (а этого необходимо добиться), мы должны еще более
упростить правила их выполнения" 2). Все это говорит за то, что
еще многое нужно сделать и серьезно заняться накоплением теоре­
тического и практического материала по методике преподавания
приближенных вычислений в средней школе.
В качестве частичного осуществления этого, настоящая ста­
тья является попыткой дать методическую разработку по арифмети- |
ке приближенных вычислений для V класса общеобразовательной
средней школы и для 1 курса технической средней школы с неко­
торыми методическими соображениями на осонове небольшого опыта.
Пятый год обучения является наиболее подходящим моментом
по программному материалу для сообщения первоначальных сведе­
ний из арифметики приближенных вычислений. Сюда можно отнести
четыре действия над приближенными числами (с оценкой результа­
та пр способу подсчета цифр) и некоторые предварителкые поня­
тия для этого, которые отчасти уже даются в курсе арифметики
по существующей программе, некоторые же еще нужно включить.
Проще говоря, четыре действия над приближенными числами
с необходимыми предварительными понятиями нужно включить
в обычный курс арифметики и этим самым ликвидровать тот разрыв,
который до сих пор существует между школьной арифметикой и
арифметикой приближенных вычислений как в практике преподава­
ния, так и в вычислительной практике учащихся.
Способ подсчета цифр, к к метод учета погрешностей, нужно
считать единственным на этой ступени развития учащихся.1
1) См. статьи Брадкса „Теория и практика приближен, вычисл. в школе
второй ступени" в сборы. „Вопросы преподавания математики*. Под редакц.
Сигова и Симонова, Ленинград, 1925 г.
-) См. статью Перельмана „Единое правило для приближенных вычиелений“ в журнале „Физика, химия, математика, техника в советской школе“,
Ns 1 за 1931 v.