home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
В . У. Гри бан ов.

Арифметика приближенных вычислений
в пятом классе средней школы.
Литературы по приближенным вычислениям настолько много,
настолько она обширна, что, как будто, уже все изложено и нет
особенных затруднений ни для учащихся, ни для преподавателей,
ни для введения этого раздела математики в программу средней
школы вообще. Однако, на практике дело обстоит до сих пор
не так.
Если знакомство с элементарными сведениями по приближен­
иям вычислениям введено в программу средней технической школы,
то средняя общеобразовательная школа этого до сих пор не имеет.
Учащиеся не знают приближенных вычислений несмотря на обилие
литературы; получается в полном смысле по пословице: „из-за
деревьев леса не видать11. Что же касается преподавателей, то
к ним эта пословица еще больше применима: какие руководства
положить в основу? Где и когда включить тот или иной материал?
Какова методика преподавания этого раздела?— вот основные
вопросы, которые невольно встают перед каждым преподавателем.
И, пожалуй, естественно, что Наркомпрсс не ввел знакомство
с приближенными вычислениями в программу средней школы, т. к.
методика преподавания этого раздела до сих пор, вообще говоря,
не разработана. Что же касается технической средней школы, то
формально здесь дело обстоит несколько лучше. Например: в
программе для индустриальных техникумов, хотя и на 8 часов, но
знакомство с этим разделом в качестве первой темы, введено и в
пособиях отражено, *) но методика преподавания всетаки остается не
разработанной. Следовательно, положение преподавателя остается,
пожалуй, таким же, как и в общеобразовательной средней школе.
Главные затруднения здесь следующие: какой материал считать
основным для первого знакомства с арифметикой приближенных
вычислений? Как этот материал расположить и преподнести уча­
щимся, чтобы не было упрощенства и догматизма, с одной стороны,
и, с другой стороны, чтобы изложение не было громоздким, чтобы
не отбить „вкуса*1 учащихся к операциям с приближенными числами,
чтобы эти операции были естественным продолжением действий
с точными числами?
Понятно, что самым простым методом первого знакомства
с арифметикой приближенных вычислений в средней школе иа всех
1) См. „Курс математики для индустриальных техникумов1' Брусиловского
ч. 1, гл. 1, изд. 1933 г. и др.