home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
86
6) Технические;
7) Искусственно тренировочные.

II.
Затем мы установили ту последовательность реш
задач разных типов, каковую можно считать нормальной. Эта
последовательность:
1) Лабораторные;
2) Лабораторно-тренировочные;
3) Овеществленные;
4) Технические задачи
Надо практиковать составление (главным образом технических)
задач самими учащимися.
Надо уделить внимание живым задачам для кружковых занятий.
Надо использовать „историческое содержание" в задачах.
III Решение задач.
1. Решение физической задачи обязательно включает в себя
анализ физического ее содержания; при анализе задачи необходима
иллюстрация в виде рисунка, схемы. Запись решения задачи должна
проводиться по определенной форме.
2. При решении задач любого данного типа должна прово­
диться определенная система. Первое образцовое решение типовой
задачи дается преподавателем.
Надо заметить, что имеющиеся в употреблении задачники
не облегчают преподавателю проведения в жизнь рекомендуемого
нами порядка решения задач.
Принцип расположения задач в этих задачниках „от простого
к сложному", причем критерий простоты и сложности весьма суб‘ективен. Мы должны бы, с точки зрения нашего критерия после­
довательности задач, изменить ту последоватальность, которая
обычно дается в задачниках. (См., например, в задачнике Демидова
задачи на вращательное движение). Было бы очень ценным, по на­
шему мнению, издать очень небольшой сборник избранных задач
из разных задачников для обязательного решения. В этот сборник
вошли бы только задачи типа, установленного в нашей нормальной
системе.
От
задач
искусственно-тренировочных
н а д о о т к а з а т ь с я и и с к л ю ч и т ь их из з а д а ч н и к о в ,
все равно они не решаются, а если и решаются, то формально
и неосмысленно.
Надо совершенно отказаться также от таких „сложных"
задач, которые своей структурой напоминают известную задачу
Марка Твена: „Если А продал боченок луку Б по два пенса за меру
в обмен на овцу, стоимостью 4 пенса и на собаку, которая стоит
пенни; а В убил собаку прежде, чем она была доставлена купившему
за то, что она укусила его — , В, приняв его за Д . Какую сумму
денег А еще остался должен Б., и кто из них обязан заплатить
за собаку: В или Д и кому именно. Если А-, то должен ли он
удовольствоваться одним пенни, т.-е. стоимостью собаки, или же