home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
84

О записи наименований (размерности) величин ври
решении задач,*)
С ущ ествую т’две точки зрения на запись размерности величин
при решении задач. Одна точка зрения сводится к тому, что сле­
дует применять автоматический способ отыскания правильного
наименования числовой величины: именно, в окончательную фор­
мулу, определяющую неизвестное, производится подстановка число­
вых значений вм есте е их наименованиями, причем над наиме­
нованиями производятся все операции, производимые над числами.
Другая точка зрения: счетные операции мы проводим над числами,
а не над именованными величинами; нельзя, например, множить
5 кг Х н а 4 м, хотя так и удобно было бы записать, имея в виду,
что произведение будет представлять величину работы в кгм. (5 кг.Х
4 м равно 20 кгм). Поэтому при проведении вычислений наимено­
вания ставить не надо; но в окончательном результате наименова­
ние должно быть поставлено обязательно. Это наименование запи­
сывается по соображению, осмысленно, а не механически, как это
было бы в первом случае.
*) Считаем очень полезной памятку при решении задач, предложенную
НИИПО. Она такова:

Правила при решении физических задач:
1. Очень внимательно не менее 2 раз, прочти условие задачи.
2. Точно уясни что т р е б у е т с я у з н а т ь в данной задаче.
3. Выясни также, ч т о д а н о в условии задачи.
4. Выпиши н а л е в о д а н н ы е с., их обозначениями и наименованиями,
а также величины, которые требуется найти.
5. Вспомни определение этих величин, з а в и с и м о с т ь м е ж д у н и м и
и данными, напиши формулы, выражающие эти зависимости.
6. Если искомая величина не сразу определяется через данные вели­
чины, а путем ряда вычислений, то всегда с т а в ь п е р е д с о б о й в о п р о с ,
что и з а ч е м ты у з на е шь .
7. П р е ж д е ,
чем приступить к вычислениям, п р о д у м а й
план
решения задачи по отдельным вопросам и затем з а п и ш и н а л е в о й с т о ­
р о н е страницы, в в и д е ф о р м у л и р а в е н с т в .
8. После этого приступай к в ы ч и с л е н и ю к а ж д о г о о т в е т а на
в о п р о с н а п р а в о й стороне страницы.
9. Сразу решай задачу н а ч и с т о , не прибегая к черновикам.
10. В задачах иногда разные величины даны в разнородных единицах,
необходимо твердо помнить, что при вычислении нужно всегда р а з н о р о д ­
н ы е е д и н и ц ы п р и в о д и т ь к о д н о р о д н ы м . Например: если дано
расстояние в километрах, время в часах, требуется найти скорость в м/сек., то
надо расстояние перевести в секунды, и тогда скорость получим в мет/сек.
11. Н е з а б ы в а й с т а в и т ь н а и м е н о в а н и е величины, полученной
в ответе (как в конечном, так и в промежуточном).
12. Всегда старайся оценить правдоподобность полученного ответа, напр.
если при определении скорости пешехода получается ответ У — 100 км/час, то
ясно, что ответ неправдоподобен. В этих случаях надо проверить—или решение
неверно или у с л о в и е н е соответствует действительности.
В нашей схеме лишь одно дополнение по сравнению с памяткой, —запись
плана решения задачи в словесной форме.