home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
79

вильности подсчетов. Поэтому для внесения организованности в
запись учащимся решения задачи необходимо руководящее вмеша­
тельство преподавателя. Мы считаем, что можно принять тот поря­
док записи решения задач, который предложен НИИПО *).
Запись сводится к следующему:
1. Выписывается полностью содержание задачи.
2. Это же содержание записывается кратко в условных обозна­
чениях; соответственно содержанию задачи параллельно дается
схематический рисунок.
Слева, под заголовком: „Решение" учащийся
1) Кратко, в словесной форме излагает физическое су­
щество задачи (оно выясняется им после рассмотрения схематич.
чертежа).
2) Намечает принципиально (не детализированно) план реше­
ния задачи, нумеруя основные этапы этого плана.
3) Проводит решение задачи в общем виде, в порядке преду­
смотренном планом.
Перед математической обработкой каждого этапа указывает
применяемые условные обозначения (если они не были установлены
раньше).
В правой графе под заголовком „вычисления" проводится
подстановка числовых данных в полученную для неизвестного фор­
мулу и производится самый подсчет. Предлагаемый порядок вы­
полнения решения задачи дает возможность всегда установить:
а) понял ли учащийся физическое содержание задачи, Ь) пра­
вильны ли его суждения, с) правильно ли он вел счет.
Прост и удобен самоконтроль для учащегося.
В качестве примера приводим решение задачи по этой схеме.
„Для отопления комнаты размером 4 X 5 X 3 м пользуются
электрической печью. Определить стоимость пользования печью
в течение 6 часов, если за это время воздух в комнате нагре­
вается на 10°. Комната теряет через холодные стены и окна 12 б.
кал. в 1 м. Стоимость энергии 2,6 к. за гектоватт/час.
V = 4 X 5 X 3. м3.
Т =

6 ч

t2 -

t, =

10°

V q -- 12мин.
кал‘
а =

2,6 коп.
ГВ Т — ч.

А?

Решение

Вычисление

Основное содержание задачи— про2,6 [ 60.1300.10 + 12000.360]
цесс
превращения электрической А =
0 24 36 10'
) Н ау ч н о -и сслед . и н сти тутом

политехнического обучения.