home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
77

Он намечает четыре стадии в решении задач каждого типа.
Символика

Физика

Алгебра

Стандарты
и арифметика

(Запись задачи
в условных обозначениях)

(1, 2, 3)
(Анализ физического содержа­
ния задачи. У яс­
нение искомого
и его зависимости
по отношению к
другим вели­
чинам)

(4)

(5)

Математическое
выражение зави­
симости между
искомой и дан­
ными величинами;
формула для не­
известной

(Числовой подсчет)

В скобках под отдельными графами схемы Лютцау, дана рас­
шифровка их согласно выше установленных нами положений. Оче­
видно, расхождение отсутствует.
2. С и с т е м а

в решении з а д а ч

данного

типа.

Уменье правильно построить решение одной задачи не даст
[еще должных результатов для освоения учащимися задач этого
'типа. Необходима о п р е д е л е н н а я с и с т е м а в порядке озна­
комления учащихся с задачами данного типа и записью их решения.
Система эта заключается в следующем:
1. Решение первой задачи данного типа выполняется препо­
давателем:
а) содержание задачи полностью, словами, записывается на
доске к от последующих действий отделяется чертой;
б) устанавливаются обозначения для входящих в задачу ве­
личин (стандартные или принятые в учебнике) и производится их
запись. Например: количество тепла — q
масса тела
—m
температура
— t
Запись производится в таком участке доски, где она могла бы
удобно сохраниться на время классной работы;
а) проводится анализ задачи и ее решение, как это указано выше.
Учащиеся привлекаются к активному участию в решении за­
дачи. В се внимание их сосредоточено на работе преподавателя, на
развитии им хода решения задачи и на порядке записи этого ре­
шения. Н и к а к и е з а п и с и в э т о в р е м я у ч а щ и м с я не
разрешаются;
г) вызывается один из учащихся для повторения решения
задачи;
д) уже всесторонне выясненную задачу учащиеся после этого
записывают в свои тетради, к а к о б р а з е ц ,
2. Для решения следующей задачи того же типа вызы­
вается учащийся (желательно из более сильных). Условие задачи
он записывает, согласно обозначений (они не стираются, остаются