home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
74
находятся в общем в таком же затруднений, в каком оказался
мистер Доули на верхней полке спального вагона11. После некото­
рого размышления о том, „каким образом можно бы снять одежду,
сидя на ней14, он спрашивает: „а что мне делать с одеждой после
того, как ее сниму11. Не находя удовлетворительного ответа на этот
вопрос, он решает „не снимать ничего, кроме шляпы11. Ученики
были бы, несомненно, благодарны, если бы -они получили возмож­
ность решить вопрос: что им делать с ответами, после того, как
последние найдены столь внешним образом11. (Мэнн, „Как учить
физике в целях общего образования11, стр. 155).

III. Методика и техника решения задач.
1. М е т о д и к а р е ш е н и я о т д е л ь н о й з а д а ч и .
2. С и с т е м а в р е ш е н и и з а д а ч д а н н о г о т и п а .
3. П о р я д о к з а п и с и р е ш е н и я з а д а ч .
1. Методика решения отдельной задачи.
Часто наблюдаются случаи, когда после предложения первой
задачи нового типа преподаватель сразу же ставит вопрос:*„по
какой формуле будем решать11. Таким образом, вся ценность физи­
ческой задачи сводится преподавателем к тому, что учащиеся в
связи с задачей вспоминают одну из ранее выведенных формул
(иногда— просто гадая, какую именно формулу надо использовать
для данного случая) и производят по ней подсчеты. Мы в корне не
согласны с этим. Основное в физической задаче - э т о ее физическое
содержание. Учащийся прежде всего должен уяснить д и н а м и к у
физического явления, уяснить ф и з и ч е с к и й п р о ц е с с ; затем
остановить внимание на тех к а ч е с т в а х явления, которые важны
для решения поставленного в задаче вопроса, и уже только тогда
вспомнить (вывести), какие к о л и ч е с т в е н н ы е с в я з и суще­
ствуют между интересующими его характеристиками явления.
„По какой формуле решать11,— это последнее звено цепи раз­
мышлений учащегося по поводу предложенной задачи, а вовсе не
начальное.
Итак, основное требование, предъявляемое нами к решению
физической задачи: решение задачи должно вытекать из ясного
представления учащегося о том, как протекает физическое явление,
отражаемое в задаче. Этим требованием определяется и самый
порядок решения задачи.
1.
Прежде всего производится а н а л и з ф и з и ч е с к о г о
д е р ж а н и я з а д а ч и . Чтобы облегчить для учащихся этот анализ,
преподаватель прибегает к использованию соответствующего ри­
сунка, схемы, дающих возможность образно (предметно) предста­