home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
73
мерности в области наблюдаемых явлений и этой закономерностью
руководящейся при решении практических задач.
Установленный нормальный порядок, однако, может иногда
видоизмениться, и одно звено работы может выпадать или заме­
няться другим, аналогичным. Так, например, при выводе уравнения
состояния газа (формула Клапейрона), соответственные лаборатор­
ные работы отсутствуют. Поэтому место лабораторных задач зани­
мают задачи:
1) потенциально-лабораторные: „При нормальном давлении
и температуре равной 15" С был обычным способом добыт водо­
род, который и занял в градуированном сосуде объем 500 куб. см
(рис. 8-й, Демидов, стр. 33). Через некоторое время температура
окружающего пространства уменьшилась на 5°, и поднятием цилиндра
объем был увеличен до 600 кб. см. Подсчитать давление газа при
новых условиях.
2) затем задачи тренировочного типа:
„Объем углекислоты при нормальных условиях равен 10 л.
Найти об'ем этой углекислоты при температуре 40° и давлении
740 мм ртутного столба". (Демидов, 374).
„При температуре 20° и давлении 780 мм ртутного столба
об‘ем воздуха равен 12 л. Найти его вес и об'ем при нормальных
условиях". (Демидов, 348).
3) овеществленные: сколько весит находящийся в комнате
воздух (при решении задачи учащийся измеряет объем комнаты
учитывает показания термометра и барометра).
4) техническая задача: „воздушный шар, объем которого 500
куб. м, наполнен водородом при температуре 27" и давлении 80 см
ртутного столба. Определить объем каждой газовой бомбы, в кото­
рой находился водород перед заполнением воздушного шара, если
их было 200 шт. и водород в них имел давление 30 атмосфер и
температуру 7°. (Демидов, 355).
Целесообразно дать задачу, связанную с полетом наших
стратостатов, например, такого типа:
„Рассчитать под‘емную силу стратостата С С С Р ", объемом
24.340 М3 при t = 10° и р = 750 мм. Остается ли подъемная сила
неизменной на всем пути поднятия стратостата (до 19 км.) (При
определении объема на высоте 19 км, при новой температуре
и давлении, учащимся придется использовать ур-ние Клапейрона).
На основании приведенных примеров мы можем высказать
утверждение, что в лабораторных, лабораторно-тренировочных, ове­
ществленных и технических задачах содержится исчерпывающий,
действительно необходимый для освоения данного отдела физики
материал, а потому исчезает потребность в тех искусственно-трени­
ровочных задачах, которых так много в распространенных задач­
никах. Эти задачи лишь загружают задачники балластным мате­
риалом. Они или вовсе не решаются учащимися, или решаются
ими без всякого интереса. Это те задачи, о которых Мэнн говорит:
«ученики, будучи поставлены лицом к лицу с такими задачами,