home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
72

исторического содержания. Затем переходим к решению лабора­
торно-тренировочных задач. Проведение лабораторных работ, реше­
ние! лабораторных задач и задач лабораторно-тренировочных
должно подготовить учащегося к тому, чтобы он смог самостоя­
тельно подойти к решению конкретной овеществленной задачи:
при
решении ее учащемуся необходимо наметить возможные
количественные связи, из измерений найти соответствующие вели­
чины и произвести искомый расчет. Таким образом, являясь ценной
самой по себе в процессе анализа и решения, овеществленная задача
представляет одновремено превосходный пробный камень для уста­
новления того, насколько учащийся освоил явление и его количе­
ственные связи.
Овеществленные задачи находят себе естественное место
за лабораторной работой, лабораторными и лабораторно-трениро­
вочными задачами.
После овеществленных задач решаются задачи предлабораторные и технические.
Таков нормальный порядок предложения задач. В выше
приведенном перечне не нашли себе места потенциально-лабора­
торные задачи: они выступают на сцену в том случае, если факти­
чески лабораторной работы или опыта проведено не было; следо­
вательно, они займут в этом случае место лабораторных задач.
В качестве примера рассмотрим предложение задач по изло­
женному плану при изучении закона ОМА (VII к.)
1. Лабораторная работа на закон ОМА. Следствие лаборатор­
ной работы: формула — 7— — г Решение задач; : определение г
формуле

по

г = - j - (лабораторные задачи).

2. Решение задач по формуле i = -^ -;v — ir
(лабораторно-тренировочные задачи).
3. Овеществленные задачи: „какой силы ток будет проходить
по этому реостату, если его включить в нашу осветительную сеть“.
(Учащемуся дается реостат, с указанием его сопротивления и,
если необходимо, вольтметр для измерения напряжения сети).
„Какой силы ток пойдет через амперметр, если его включить
без дополнительного сопротивления в осветительную сеть11.
(Сопротивление катушки амперметра обычно указано на шкале
прибора).
4. Задача технического характера: „Для киноустановки желают
использовать электросеть с напряжением в i2 0 в. Кинолампа же
расчитана на 12 в. Какого сопротивления реостат надо дополни­
тельно ввести в сеть. Сколько никелиновой проволоки сечением
0,-5 мм'2 нужно для этого реостата".
,
Таков нормальный порядок предложения задач; он вполне
соответствует существу физики, как дисциплины, черпающей свой
учебный материал из опыта и наблюдений, устанавливающей законо­