home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
71

II. Сравнительная ценность задач и последовательность
их решения.
Проводя классификацию физических задач, мы рассматривали
их с точки зрения близости к физическому явлению или техни­
ческому процессу.
Степень близости содержания задачи к наблюдаемому явлению-наиболее простой и верный критерий ее ценности.
Действительно, решение задач должно помочь учащемуся в
освоении физики. В начальной фазе освоение физики всегда явля­
ется освоением отдельного физического явления. К оценке явле­
ния с качественной и количественной стороны учащийся привле­
кается во время выполнения лабораторных работ: всякая лабора­
торная работа количественного характера представляет естественный
синтез качественных изменений и соответствующих этим изменениям
количественных зависимостей. Она доставляет учащемуся реальные
данные для дальнейших обобщений. Именно поэтому лабораторные
работы должны быть строго обязательными, именно поэтому совер­
шенно справедливо положение: „нет физики без лабораторных работ
и демонстраций0.
Отсюда и ценность задачи определяется степенью приближения
ее содержания к лабораторной работе.
На первое место, по ценности, мы должны поэтому поставить
лабораторные задачи. Лабораторные задачи являются прекрасным
средством для освоения течения наблюдаемого явления и закрепления
в памяти, в ф о р м е о б щ е м з а к о н а , найденных количественных
соотношений.
На второе место следует поставить лабораторно-тренировоч­
ные задачи, столь же близко стоящие к лабораторной работе.
Третье место должны занимать овеществленные задачи: они
в большинстве случаев по ходу своего решения требуют от уча­
щегося, в той или иной мере, проведения самостоятельной лабора­
торной работы.
На четвертом месте следует поставить предлабораторные
задачи, как могущие сопровождаться последующим проведением
лабораторной работы.
На пятом— потенциально-лабораторные (в них отображение
физического явления только в рисунке или снимке), и наконец,
технические; с точки зрения выдвинутого критерия никакой цен­
ности не имеют далекие от реальной обстановки, искусственно тре­
нировочные задачи.
В каком порядке следует переходить ог задач одного
типа к задачам: другого типа?
Надо начинать решение задач с задач лабораторных: переход
от лабораторных работ, которыми обычно начинается каждая тема,
к решению этих задач является вполне естественным и анализ
физического содержания этих задач (об этом ниже) не встретит
затруднений. Сюда же может быть отнесено большинство задач