home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
70

сосуда в меньший. Падающие тела— бронзовые шарики. Определить
ускорение, время движения по наклонной плоскости.
Опыт Марена Марсенна (1588— 1648). Струна в 15 фут. длины,
натянутая грузом в 6 3/s фун. дает 10 кол. в сек. Заключение Марсениа: следовательно, струна в 3А фут. при прочих равных условиях
должна давать 200 кол. в сек. (Правильно ли это?).
Зять Паскаля Перье при восхождении на гору Puy de Dome
в ы ш и н о й в 4300 фут. (19 сент. 1648 г.) нашел разницу давления у
подножия ее и вверху в 3 дюйма 15 линий. (Какому бар. градиенту
соответствуют наблюдения Перье).
Магдебургские полушария в опыте О- Герике (8 мая 1654 г.)
диаметром в 3/4 (магдебурск.) локтя 16 лошадей либо вовсе не
могли разорвать, либо разрывали с великим трудом. Вторые полу­
шария были диаметром 95/100 лок. (Какова сила давления на всю
площадь полушарий).
Жан Рише установил (1673 г.), что в Кайене часы отставали,
по сравнению с ходом в Париже, на 2 минуты в сутки, вследствие
чего ему пришлось укоротить длину маятника на 1,25 линий. (Как
объяснить отставание часов.)
Савар для определения числа колебаний различных тонов
(1700 г.) применял звучащие трубы, отличающиеся друг от друга
на полтона. При этом было шесть биений в секунду при отноше­
нии чисел колебаний 15 : 16. Искомую частоту колебаний Савар
определил в 90 и 96 колебаний в секунду. (Правильно ли это).
Блэк нашел, что после погружения в воду при температуре
последней 172 куска льда равного ей веса при 32° весь лед рас­
таял и смесь получилась 32°, а не 102°, как можно было ожидать.
(Об'яснить результат опыта).
Вильке (1772 г.) для случая смеси снега и воды дал формулу
rp

mi ti

72 Шо

Рихмана в виде I = —L—^—------- mi + т 2

ш2— масса снега, имеющего температуру Т = 0.
(Какова теплота плавления льда, согласно этой формулы).
Бюффон (1747 г.) применением 168 небольших зеркал (8 X 6 дм),
направляя отражение солнца в одну точку, зажег на расстоянии
158 фут. сосновую смолистую доску.. Изображение солнца имело
16 дм. в диаметре (Какова должна быть кривизна соответствующего
вогнутого зеркала.)
Едвали следует доказывать огромную ценность этих задач,
знакомящих учащихся с давними истоками физических знаний.
Таковы основные типы задач'.
В основу нашей классификации мы положили естественный
для физических задач критерий—степень близости содержания
задачи к наблюдаемым явлениям.