home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
6В

А. Тренировочные искусственные задачи.
Тренировочные искусственные задачи характеризуются тем,
что их содержание представляет искусственно слаженную зависямость между физическими величинами, обычно не выступающую в
этой форме в опыте или демонстрации. Условия физического
процесса во многих задачах весьма идеализированы (до неправдо­
подобности). Например:
„Серебряный рубль весом 18 г вносится с улицы, где тем­
пература— 15°, в комнату, с температурой воздуха -f- 20°. Опре­
делить, какое количество тепла поглощает при этом рубль",
(Демидов, 176) „4,65 кг воды, взятой при температуре 13° хотят
нагреть до 35° погружением в воду железа, нагретого до 500°.
Определить какое количество железа необходимо погрузить в воду
(Демидов, 192; также 214, 215).
„Поезд идет со скоростью 36 км/час. Мальчик стоит, высу­
нувшись в окно вагона, и роняет с высоты 4,9 м камень, стараясь
попасть в придорожный знак. На каком расстоянии до знака маль­
чик должен выпустить камень". (Демидов, 513).
„Граната, летящая со скоростью 15 м/сек., разорвалась на две
части: весом в 6 кг и 14 кг. Скорость большего куска возросла
до 24 м/сек (по направлению движения). Какова будет скорость
меньшего обломка" (Демидов, 551).
К сожалению, аналогичными задачами изобилуют все задач­
ники.
В. Живые задачи по физике.
Такое название дано В. А. Зибером задачам, которые он в
весьма своеобразной форме предлагал учащимся для решения во
внеклассное время.
Сага В. А. Зибер так описывает постановку живых задач:
„Где нибудь в помещении физического кабинета (аудитория,
лаборатории, коридоры и т. д.) устанавливалась специальная полка
для задач. На ней выставлялись те приборы, предметы или мате­
риалы, которые нужны были для решения данной задачи. Это была
вещевая установка. Над полкой на стене вывешивалось условие
задачи"...,, Учащийся видит задачу, каждая задача требует опытного
решения. Разбор задачи и ее окончательное решение проводится
коллективом учащихся".
Преподаватель не привлекает никого из учащихся к решению
задачи. Около задачи происходит естественное об'единение группы
учащихся, питающих особый интерес к вопросам задачи. Вокруг
задачи оформляется, таким образом, кратковременно существующий
в данном составе физический кружок. Учащимися решение задачи
отыскивается совершенно самостоятельно. „Опыт показал, что
преждевременная помощь притупляет интерес и при малейшем
затруднении в следующих работах они (учащиеся) обращаются не
к собственным силам, а к авторитету своего руководителя".