home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
66

наконец, обыденная бытовая обстановка предъявляют вниманию уча­
щихся не простые, а именно слож ны е явления: в них учащийся
обычно не в состоянии разобраться. „Школа не дает знаний по фи­
зи ке"— говорят по этому поводу. Точнее надо бы сказать: „школа
не дает навыка в применении полученных при изучении физики
знаний к об'яснению таких явлений, которые требуют синтеза зна­
ний из различных областей физики".
Для устранения этого слабого места в образовании учащегося
мы должны подвергать рассмотрению в школе и сложные физи­
ческие явления, должны решать слож ны е физические
задачи.
Так как эти задачи имеют целью об'единеиие ранее в разное
время изученного физического материала, то эти задачи можно
назвать итоговыми. Тематика „итоговых" (сложных) задач может
быть весьма разнообразной. Однако, стержнем задач должны быть
я в л е н и я п р е в р а щ е н и я одной формы э н е р г и и в дру­
г у ю : ведь именно изменением форм движения материи характе­
ризуется всякий сложный физический процесс. Задачей любой)
технической установки является также превращение одного вида
энергии в другой.
Тематика задач может быть выдвинута осмотром во время
экскурсии тех или других двигателей. (Напр. двиг. внутрен. сгора­
ния; электросварочных аггрегатов; электропечей с анализом их теп­
ловых; механических, электрических и световых характеристик):
она может быть связана с рассмотрением схем установок (паровое
отопление, звуковое кино и т. д.).
Значительное количество итоговых задач содержится в задач­
нике Неймана н Соколика. (Например, задачи 418, 513, 528, 533
434 и др. Все задачи иллюстрированы). Аналогичные задачи можно
найти в других задачниках. В задачнике Демидова и Феопемптова
эти задачи выделены в особый отдел „повторительный". Напр.
задача 1140: „В бомбе, об'ем которой 50 л и давление 100 атмо­
сфер, содержится кислород, тепературу которой примем за О 0.
Сколько времени пришлось бы пропускать ток силою в 7 А , чтобы
получить путем электролиза такое же количество кислорода. Удель­
ный вес кислорода 0,0014, (также задачи 148, 115, 161 и другие*).
Когда решать сложные („итоговы е", по нашей терминологии),
задачи?
Так как для решения их учащемуся необходимы знания из
разных отделов физики, то к решению этих задач можно присту­
пать в конце 7-го и 10-го классов,— перед выпуском учащегося
из школы. Решение итоговых задач явится прекрасным средством
повторения на конкретных об'ектах основного пройденного мате­
риала; оно же даст учащимся метод физического анализа тех
сложных явлений, с которыми им придется сталкиваться в жизни.
Планируя свою годовую работу, преподаватель должен считаться

*) К сожалению, большинство задач страдает искусственностью.