home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
65

ление учащимися задач является ценнейшим приемом для полного
усвоения пройденного материала. Ведь для того, чтобы самостоя­
тельно составить задачу, учащийся должен ясно представить себе
самый физический процесс, знать не только качественную, но и коли­
чественную связь между определяющими его величинами- Чтобы
используемые : учащимся цифровые данные находились в согласии
с действительностью, он должен реально представлять себе практи­
ческое (техническое) применение изученного физического закона.
Таким образом, при составлении задач еще раз устанавли­
вается тесная связь фнзики а техники; в области последней лежит
основная тематика составляемых учащимся задач. Так как необхо­
димые технические данные черпаются учащимся не столько ив
книг, сколько из собственных наблюдений во время экскурсий на
об'екты местного производства, задачи приобретают ценный локаль­
ный характер.
К самостоятельному составлению задач учащиеся привле­
каются постепенно. Первые задачи данного тина составляются
в классе, под руководством преподавателя; анализируются достоин­
ства и недостатки составленной задачи и определяется соответ­
стви е числовых данных действительному положению вещей. Только
после освоения методики составления задач учащиеся переходят
к самостоятельному составлению их дома.
Составленные учащимися задачи выборочно зачитываются
в классе, подвергаются разбору; лучшие задачи решаются в классе.
Все без исключения составленные учащимися задачи проверяются
преподавателем. Просмотр составленных учащимися задач дает
ему ценные выводы о знаниях каждого учащегося в отдельности.
Из наиболее удачных задач преподаватель постепенно, из года
в год, оформляет действительно ценный сборник локальных техни­
ческих задач.
Самостоятельное составление учащимися задач представляет
превосходный материал, дающий учащимся интереснейший прием для
освоения наиболее трудных вопросов физики. Чтобы не придать
ему будничного, формального характера, не следует прибегать
к нему в тех случаях, когда учащийся по характеру изучаемого
раздела лишен возможности составить действительно интересную
задачу.
с. Итоговые (сложные) задачи и место их в курсе физики.
Сложность задачи есть отображение сложности разбираемого
в ней физического явления- По существу всякое физическое явле­
ние носит сложный характер, но в искусственной обстановке классного
эксперимента сложное явление упрощается: оно рассматривается не
всесторонне, а лишь в разрезе какой-либо одной его характеристики
(тепловой, световой, электрической и т. д.). Этому упрощенному
рассмотрению явления и соответствуют те несложные физические
задачи, которые обычно решаются учащимися в школе, и основную
классификацию которых мы дали выше. Однако, природа, техника,
5