home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
61
до температуры 100'. Удельная теплоемкость тела 0,2. Опреде­
лить установившуюся в калориметре температуру”.
„Какое количество меди выделит из раствора медного купо­
роса 500 кулонов электричества при прохождении через раствор".
(См. выше задачи типа па“).
в) Задачи, результат решения которых может быть прове­
рен опытом или лабораторной работой. Такие задачи, могущие
предшествовать последующей (контрольной) лабораторной работе,
мы назовем нредлабораторными. •
Пример:
„Две проволоки одинаковой длины и сечения, одна железная,
другая медная подвешены вертикально. Внизу они соединены го­
ризонтальным стержнем. Сохранится ли горизонтальность этого
стержня, если к его середине подвесить значительный груз". (Д е­
мидов. 91).
„Отверстие воронки, опущенной в воду, закрыто пластинкой,
которая открывается, если в воронку налить 0,5 кг воды.
Оторвется ли пластинка, если в воронку насыпать 0,5 кг дроби"
(Демидов, 109).
„Смешивают 10 л воды при 9° и 2 л при 90°. Определить
температуру смеси" (Демидов, 186; там же 113, 14, 140, 168, 378,
382 и др. Нейман и Соколик, № 69).
г) Задачи, связанные с экспериментом, отсутствовавшим в шко­
ле, но понятным из рисунка, схемы, рассказа преподавателя; их
назовем потенциально-лабораторными.
„Колба емкостью 1 л, содержащая воздух, весит ЗСЭ г. После
того, как было выкаченсГ 0,9 содержащегося в ней воздуха, ее вес ока­
зался равным 298,83 г. Найти удельный вес воздуха". (Демидов, 41).
„Картофель состоит из крахмала и воды- Удельный вес крах­
мала 1,65, а воды 1. Поэтому, чем больше содержится в карто­
феле крахмала, тем больше будет его удельный вес. По удельно­
му весу картофеля (по особым таблицам) на крахмально-раточных
заводах и определяют содержание крахмала в картофеле.
Для этого определенное весовое количество картофеля засы ­
пают в со су д,. в котором до метки налита вода. Уровень воды в
сосуде поднимается, и воду через кран выпускают в измеритель­
ный цилиндр, пока уровень снова не опустится до метки. Положим,
что при таком определении 5 кг картофеля вытеснено 4500 куб.
см воды. Определите по этим данным удельный вес картофеля*
(Н. и С , 27).
г) Овеществленные задачи. Так мы называем задачи, которые
даются не готовыми „числом и мерой", а „вещами", причем необ­
ходимые количественные данные и их взаимозависимость отыски­
ваются самими учащимися.
Пример:
1.
Вычисли удельный вес этого металла
кусок металла).

(учащемуся

дается