home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
В. И. Кармилов.

Содержание, методика и техника решения
задач по физике.
В методической литературе преподаватель физики не найдет
подробных указаний относительно отбора, методики и техники ре­
шения физических задач. Работая без теоретических обоснований
к преимущественному использованию задач того или другого типа,
не имея руководящих положений по методике и технике решения
задач, рядовой преподаватель прибегает к случайному отбору задач,
применению кустарных, аметодических приемов их решения. При
этом очень часто он оказывает полнейшее пренебрежение к порядку
записи как хода решения задачи, так и производимых числовых
расчетов.
Целью настоящей статьи является установление ряда поло­
жений, следование которым облегчит преподавателю его работу
по решению задач и сделает последнее действительно ценным по- ‘
собием для освоения физики.
Порядок дальнейшего изложения таков:
1. Проводится анализ содержания и устанавливается, в связи
с этим, классификация физических задач.
2. Устанавливается преимущественная ценность задач извест­
ного типа и указывается порядок перехода от задач одного типа
к задачам другого типа.
3. Излагается методика решения отдельной задачи данного
типа.
4. Намечается система, которую необходимо проводить в ре­
шении задач данного типа для полного освоения их учащимися.
5. Устанавливается техника записи решения задач.
В тех случаях, когда по ходу изложения необходимо привести
в качестве примера какую-либо задачу, мы пользуемся по преиму­
ществу задачником Демидова и Феопемптова, изд. 1934 г. для
8, 9 и 10-го классов, а также задачником Неймана и Соколика.

I. Классификация физических задач по содержанию.
1. Задачи, связанные с лабораторными работами и демон­
страциями.
2. Задачи, связанные с применением законов физики
в технике.
Решение физических задач в школе не является самоцелью.
Решение задач заставляет учащегося еще раз мысленно просмо­