home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
30
довательность перехода от вычисления элементов треугольника
к элементам в круге и дальше к тригонометрическим линиям. Строй­
ность изложения несколько нарушена во втором разделе, где про­
пущена площадь прямоугольника и вычисление поверхности и об'ема
земного шара включены между вычислениями площадей различных
фигур и об'емов тел. Разобрав вопрос о последовательности рас­
положения геометрического материала/ остановимся на том, как
предлагается материал по отдельным вопросам. Никаких опреде­
лений не дается; предлагаются лишь отдельные названия и задачи,
где приходится оперировать с этим новым понятием, задачи сопро­
вождаются чертежами; иногда новое название встречается только
в задаче, но никаких об'яснений по этому'поводу не дано.
Что касается правил, то они предлагаются различно. Иногда
правило дано отвлеченно и после этого предлагается задача, иллю­
стрирующая это правило: С таким приемом мы встречаемся при
вычислении площади треугольника. Дано правило: „Где случится
в треуголии данным боком узнать суперфицию и бывает один дан­
ный бок через другой данный умножен, и произведение разделено
через 2, такова и будет суперфиция треуголия". После этого дан
чертеж треугольников с числовыми данными и вычисления. В ред­
ких случаях, но всетаки встречается, такое положение, что дана
формулировка правила отвлеченно без иллюстрации примером. Так
построен материал о вычислении об'емов тел, где имеем, например,
такое правило: „Когда случится косвенноугольного ромба найти
корпуленцию, ты возьми высоту его и умножь через арею нижней
стороны, произведение будет искомая корпуленция11. Правило со­
провождает чертеж и дается следующее правило. Но чаще всего
построение таково: дается конкретный пример и читателю предо­
ставляется самому извлекать правило из числовых примеров. При­
мер: „Даны будут все три бока треуголия А В10 А С 7 и С В9 их же
сложить, и будет 26, из того половина будет 13, из него каждый
бок вычти, остатки между собою умножь, что будет умножь на 13,
из произведения извлекай радикс квадратный, будет суперфиция,
ее же и ищешь". В разделе „О различных линиях в фигурах сущих"
лишь решение первых двух задач сопровождается формулировкой
общего правила, а в остальных задачах только даны вычисления,
без всяких правил. Схема такова: задача, ответ, чертеж и вычис­
ление. В последних задачах иногда и решения не доведены до
конца, а просто сделана пометка о том, что надо делать по об­
разцу предыдущей задачи- Чертежи сопровождают решение каждой
задачи. Они достатечно четки, всегда соответствуют вычислениям.
Задачи в I книге сопровождаются рисунками.
Терминология в сочинении Л. Магницкого.
Теперь перейдем к терминологии, которой оперирует Магниц
кий. Общее впечатление остается таково, что терминология неу
стойчива. Прежде всего автор различает „планиметрию" и „солидометрию".