home

Пермский государственный педагогический институт. Ученые записки. Выпуск 3

?
7
рии он выделяет все наиболее существенное и смело игнорирует
детали, обычно весьма затрудняющие работу учащихся.
Все это позволяет автору вести изложение связно и дать уча­
щимся удобочитаемый текст, к которому они привыкают в учеб­
никах по всем другим предметам.
Приводим содержание учебника.
1. Введение (отдельного заголовка не имеет) . . .
2. Измерение линий . . ■ . ....................... .... ......................
3. Об углах ..................................................................... .... . .
4. О перпендикулах ................................................................
5. Измерение телесных углов; о правильных много­
угольниках и телах ..............................................................................
6. Об одинаковости треугольников ................................
7. Об измерении прямоугольников и других фигур .
8. Об измерении треугольников и других фигур . . .
9. О п ар алл ел о гр ам м ах............................................................
10. Об измерении п р и з м ..........................................................
13. Измерение пирамид и всех тел, ограниченных
плоскостями .................................................................................................
12. Измерение окружности круга и площади круга . .
13. Об измерении объема цилиндра и конуса, поверх­
ностей прямого цилиндра и прямого конуса ............................
14. О величине объема и поверхности шара . . . . 3

1 стр.
2 я
3
»
7 Я
7
5
4
4
4
4
4
5
4
5

я
»
»
W
я

»
я
я
У!

Я

3. Метод изложения курса.
Большой педагог, практически работавший в гимназии, талант­
ливейший математик, Н. И. Лобачевский ясно осознал, что геоме­
трию в средней школе нельзя строить, как абстрактно-логическую
систему в духе Евклида. В этом отношении курс Н. И. Лобачев­
ского резко отличается не только от английских учебников („анг­
лийский школьный Евклид"), но и от изложения Лежандра („Elements
de geometric". Paris 1794 г.), который ставил своей целью создание
замкнутой абстрактной системы элементарной геометрии.
Н. И. Лобачевский не встал на легкий для автора путь аксио­
матического изложения, по образцу Евклида, на тот путь, на
которой встала школьная геометрия в России и продолжает стоять
на нем до настоящего времени.
В курсе Н. И. Лобачевского совершенно отсутствует понятие
аксиома (отсутствуют также слова: теорема, лемма, следствие
и вообще все „тяжелые доспехи" современного школьного курса
геометрии). И совершенно ясно, что здесь мы встречаемся с умыш­
ленной бедностью терминологии: автор считает ее излишней в рам­
ках средней школы. Путь, на который встала школьная геометрия
в России, является для нее роковым, задерживающим развитие
методики этого предмета.