home

Пермский Вестник Землеустройства. 1912. № 40

?
r

Л» 4 0

ПЕРМСКІЙ ВѢСТНИКЪ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА.

Е ір т о ш іш ш

р ѣ т ш і!.

Депутація Я й м и ъ Гродненской губерніи, переігіедшихъ въ хутор­
скому хозяйству, имѣла счастье щредотавлиться Государю Имератору,
д а Бѣловѣжѣ, при чемъ крестьянинъ названной губерніи, Б о бри н аго
уѣзда, д. Дружшго-вичъ, Кириллъ Иауікше-цъ произнесъ слѣдующую .вгЬрдажщаан-шеедую рѣчь:
Ваше Императорское Величество. Отъ хуторянъ Гродн'евшой гу­
берніи имѣемъ счастье повіерпнуть . къ егопаімь Вашимъ чувства иѣрнояодааяиичемгой преданности, беацедблъЬЙ любіви и благодарности за
Еовые зіеміельше законы.
Великій Государь. Долгіе годы трудилась кы иа длинныхъ узкихъ
щосолйкъ, разбросанныхъ рь десяткахъ 'Мѣстъ, и не зиали, что та же
ваша земля, собранная въ одинъ участокъ, доставляетъ богатство.
Великій Государь. Только терерь на хуторахъ и отрубахъ мы в м я ­
ли, какѣ надо веста крестьянское хозяйство, и мы узнали, какія бла­
годѣянія дарованы вамъ іювыши земельными законами.
Я вд'адфю 2Уг дес. пахотной земли и на полосахъ собиралъ всего
лишь по 40 пуд, р ш и овса, теперь же имѣю 120 иуд. ржи И 108 пуд.
овса, картофеля собиралъ 150 пуд., теперь же, Слава Богу, 600 пуд.
О вориюаыкъ травахъ на полоскахъ я не с-мѣлъ д а й и думать,
теперь же собралъ ихъ 150 пуд.
Больше диода стал® давать у насъ и сѣнокосы.
Благодаря вс-еміу этому увеличилось число скота и улучшилось его
качество.
Великій Государь. Бее это даровано намъ Вашими милостями и
заботами о насъ крестьянахъ.
Вознося постоянныя молитвы о драгоцѣнномъ здраив Вашего Ве­
личества, Наслѣдника. Цесаревича и Всей Вашей Семьи, мы просимъ
Господа Бога, да сохранитъ онъ Васъ, Царь-Зевиеупротпшь, ни долгіе
годы, н'а радость намъ и славу вашей Родинѣ.
'Низко бьемъ челомъ и просимъ принять хлѣбь-ерль.

Государственное хозяйство
въ сѣверныхъ лѣсахъ.
к-..

—

Составляющіе такъ-называшый бѣломорскій районъ казенные лѣса
Архангельской и Вологодской губерній имѣютъ особенное значеніе не
только по исключительной ихъ площади и по зінадитедьности дохода (за
1910 годъ они дали около 10% доходовъ оть всѣхъ казенныхъ лѣсовъ
государства), ню и по .исключительности источника лѣсныхъ
матеріаловъ, по избыточности ихъ для мѣстнаго потребленія и во воз­
можности использованія этихъ избытковъ путемъ вывоза ихъ на міро­
вой рынокъ, какъ благодаря естественно-географическимъ, такъ и сло­
жившимся на этомъ рывкѣ условіямъ. Въ настоящее время по бѣло­
морской границѣ, куда естественно тяготѣютъ лѣса Архангельской и Во­
логодской губ., вывозъ лѣсныхъ матеріаловъ, благодаря выгодно сложив­
шимся условіямъ для русскаго вывоза лѣса вообще, неуклонно взраста­
етъ почти изъ года въ годъ и имѣетъ всѣ шансы возрасти еще бодгѣе.
Для лѣсовъ; тяготѣющихъ къ бѣломорскимъ портамъ, въ этомъ отношеніи
все болѣе и болѣе расчищается мѣсто на самомъ главномъ рынкѣ, ан­
глійскомъ, потребляющемъ, главнымъ образомъ, именно пиленые мате­
ріалы, которые преимущественно вывозятъ названные порты. Вслѣд­
ствіе этихъ обстоятельствъ, въ соперничествѣ съ прочими странами,
особенно С'КаиД'ииаскши, которыя все болѣе и болѣе переходятъ оть дре®оразрабатывающей промышленности, къ древоперерабатывающей, хими­
ческой и механической, промышленности (производство целлюлозы, дре­
весной массы, картона и разнаго рода издѣлій изъ бумаги), въ отно­
шеніи возможности увеличенія вывоза лѣсныхъ матеріаловъ изъ лѣсовъ
Архангельской ж Вологодской губ. благопріятно слагаются съ теченіемъ
времен® и экономическія условія рынка. Въ началѣ 90-хъ годовъ, нацр.,
выгоденъ былъ сбыть только бревенъ 7—7Уз вершковъ въ верхнемъ от­
рубѣ, на чемъ отроились тогда и разсчеты но отпуску лѣса; въ настоящее
же время считается возможнымъ сбытъ и 5Уг и даже 5 вершко-въ въ
р'^йазаиномъ отрубѣ. Е сж число совершенно здоровыхъ' деревьевъ, даю­
щихъ бревна 7— 7 Уз вершковъ, въ лѣсу, въ силу естественныхъ при­
чинъ, довольно ограничено, то деревьевъ, дающихъ бревна 5— 5% верш.,
конечно, гораздо больше. Открывающаяся возможность сбыта крупныхъ
бревенъ и вообще болѣе мелкихъ лѣсныхъ матеріаловъ является, вмѣстѣ
съ тѣмъ, возможностью развитія лѣсной торговли и промышленной®.
Необходимо только помочь укрѣпленію установившагося положенія, одиипь изъ важныхъ средствъ къ чему является устройство, хотя бы по­
степенное, путей для транспорта лѣса. Въ частности, что касается Ар­

8

хангельской губерніи, то необходимо замѣтить, что спеціально уетреенныхъ лѣсовозныхъ дорогъ въ губерніи нѣтъ, и вывозка лѣса произво­
дится лишь въ зимнее время по такъ-называе-мымъ «шшикаімъ», при­
чемъ, хотя санный путь устаналивается въ концѣ октября и держится »
конца марса, вывозка лѣса на катшца къ сплавнымъ рѣкамъ, вслѣд­
ствіе наличности большихъ болотъ, является возможною лишь съ д кабфя мѣсяца, а иногда—позже, такъ какъ болота достаточно промерза­
ютъ очень поздно. Поэтому возчикамъ лѣса нерѣдко приходится самимъ
сооружать лѣсовозныя зимнія дороги. Съ устройствомъ же постоянныхъ
лѣсовозныхъ м и лѣсныхъ дорогъ представится возможность заѣзда рабо­
чихъ въ лѣсные массивы не въ декабрѣ, а въ половинѣ октября, и та­
кимъ офазомъ время заготовки можетъ удлиниться на і у 2 мѣсяца, ила
на 50%. Наконецъ, представится возможность доставлять провизію на
лошадяхъ въ необходимыхъ размѣрахъ и на болѣе продолжительное
время въ глухія мѣста дачъ, что облегчить и удешевитъ заготовку лѣса.
Такія^ дороги явятся магистралями р я вывозки лѣсныхъ матеріаловъ я
артеріями ироп'вшшевіія д а глубь лѣсныхъ пространствъ и настолько об­
легчатъ и удешевятъ заготовку лѣса вдали отъ сплавныхъ рѣкъ, что
сдѣлается возможнымъ и сбытъ мелкаго лѣса, нынѣ, какъ мы выше
указывали, едва начинающагося. Многія рѣки, по которымъ могла бы
■производиться выгонка лѣса, въ настоящее время не могутъ быть ис­
пользованы во ихъ порожистости, а также вслѣдствіе заваловъ, мелей,
жилистости, и лишь цря весеннемъ подъемѣ воды на весьма короткое
время -представляется возможность сплава розсыпью. Нѣкоторыя рѣки,
при этомъ, слѣдствіе засоренія и извилистости, не несутъ въ короткое
весеннее время всего заготовленнаго и сплавляемаго лѣса, чѣмъ, конечио, наносятся убытки и производится замедлніе въ развитіи лѣсной тор­
говли и промышленности. Количество сплавляемаго лѣса, при урегули­
рованіи подобныхъ рѣчекъ, можетъ зоачительно увеличиться, и самый
сплавъ удешевиться, такъ какъ очистка рѣкъ идрйчекъ отъ камней, зава­
ловъ и спрямленіе ихъ дадутъ возможность по многимъ изъ такихъ рѣ­
чекъ сплавлять мелкіе лѣсные матеріалы не только розсыпью, но и пло­
тами. Въ результатѣ произведенные на подобныя работы расходы оп­
равдаются увеличеніеімъ доходности. Въ настоящее время уже намѣчены
работы указаннаго рода въ . бассейнахъ рѣкъ: Сѣверной Двины, Онеги,
Кеми и Мезени, прячемъ онѣ сообразуются съ мѣстными хозяйственными
требованіями и важностью лѣсовъ каждаго лѣсничества да знсмоатащонно'Мъ и торгово-промышленномъ отношеніяхъ. Переходя къ Воло­
годской губерніи, имѣющей по условіямъ хозяйства въ казенныхъ дачахъ
много общаго съ Архангельской, достаточно указать, что ж здѣсь главное
вниманіе обращается на дорожныя работы, причемъ, въ смыслѣ порядка
устройства новыхъ дррогъ, особенно ощущается необходимость въ устрой­
ствѣ этихъ дорогъ въ Устъсысолъекомъ. Юго-западные уѣзды Вологодской
губерніи, менѣе лѣсистые и съ болѣе обезпеченнымъ сбытомъ лѣса, въ
то же время покрыты уже довольно густою сѣтью дорогъ, хотя и пло­
хихъ, но все же проѣздныхъ. Наоборотъ, чѣмъ далѣе подвигаться на сѣ­
веро-востокъ, тѣмъ указанныя условія становятся все менѣе и менѣе
благопріятными для лѣсного хозяйства. Особенно же страдаетъ отъ недо­
статка путей сообщенія лѣсное хозяйство въ лѣсничествахъ Устьсысолъскаго и Сольвычегодскаго уѣздовъ, гдѣ, вслѣдствіе этого, дѣлянки остают­
ся непроданными. Олонецкая губернія, наконецъ, благодаря ея геогра­
фическому положенію, а также обилію внутреннихъ и проточныхъ водъ,
выходящихъ на морской просторъ, самой природой какъ бы предназна­
чена для обезпеченія лѣсными матеріалами, прежде всего, столицы, съ
ея почти двухмилліоннымъ васеленімъ, а затѣмъ и для вывоза избыт­
ковъ иа европейскій рынокъ. До послѣдняго .времени, орако, сплавъ лѣса
большею'частью мѣстныхъ озеръ ж связующихъ ихъ рѣчекъ сопряженъ
съ большими трудностями, а иногда и невозможенъ вслѣдствіе того, что
многіе рѣчки и ручьи усѣяны порогами. По воднымъ же системамъ, свя­
заннымъ съ Онежскимъ и Ладожскимъ озерами, сплавъ лѣса нерѣдко
затрудняется также песчаными заносами, образующимися въ устьяхъ
рѣкъ, впадающихъ въ эти рва .главныя озера. Частыя ж е іволиенія ж бури
на этихъ двухъ озерахъ, при почти полномъ отсутствіи гаваней по игъ
берегамъ, куда могли бы укрыться суда съ нагруженнымъ лѣсомъ, еще
болѣе затрудняютъ сплавъ, норергая риску потери всего груза.
В. А.

Сѣверо-восточный путь.
-Снаряженная Морскимъ Министерствомъ гидрографическая экспе­
диція, состоящая изъ ледоколовъ «Таймыра» и «Вайгача», по получен­
нымъ телеграфнымъ донесеніямъ отъ начальника авдщмцш , закончила
свою вторую компанію.
Экспедиція вышла изъ Владивостока въ послѣднихъ числахъ мая и
уже 9 іюля обогнула мысъ Дежнева и вышла въ Сѣверный Лецовитый
океанъ, направляясь къ устью р. Колымы,— конечнаго пункта, котораго
мкшедиція достигла и кампанію 1911 г. Первый этапъ пути былъ до-