home

Пермский Вестник Землеустройства. 1912. № 36

?
14

ПЕРМСКІЙ ВѢСТНИКЪ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА.

І и те н ія отчета о дѣятельности мѣстной учюію-показательноі ма«героюі выяснялось, что она за 4 а д а своего существованія не выпустила
и одного монтера и 'Вообще не оказываетъ завѣтнаго вліянія на развитіе
мастерства въ уѣздѣ. Кончившіе -ученики не открываютъ своихъ «астеришхъ, а остаются работать въ городѣ. Нѣкоторыми изъ присутствующихъ
крестьянъ было заявлено также о недоброкачественности і дороговизнѣ со­
вершающихся въ мастерской ремонтныхъ работъ. Послѣ отчета торфовѣда
г. Чистякова о размѣрѣ разработки торфа въ уѣздѣ ж о желательности ея
въ и д у недостатка лѣсныхъ богатствъ, съѣздъ, разсмотрѣвъ назначенные
ийроды, бы.гь законченъ.

Письма изъ Турціи.
(Отъ собственнаго корреспондента).
Появленіе кочевниковъ-турокъ въ Малой Азіи в паденіе Византіи
•ріостановні культурное развитіе когда то жизнерадостныхъ народовъ,
■вселявшихъ эту страну. Подъ грозными ударами свирѣпыхъ дикаре!,
— опьяненныхъ побѣдами и удобствами жизни,— страна совершенно пре­
образилась. Бодрость смѣнилась уныніемъ, свободный трудъ— подневольшоі работой, энергія— апатіей. Христіанскіе народы искали утѣшеніе
въ глубокой вѣрѣ я мужественно гибли въ упорной борьбѣ съ Исламомъ.
Туры чувствовали свою отсталость въ сравненіи съ побѣжденными и и
марода-ми ж сдѣлали все. чтобы подорвать ихъ благосостояніе и тѣмъ прі­
остановить ихъ стремленія къ движенію впередъ: Препятствуя другимъ,
турки въ то же время не дѣлали ничего, чтобы подняться до ихъ уровня.
Он* преобразили страну въ своего рода военный лагерь, требовали рабо­
лѣпства отъ покоренныхъ я жили исключительно за счетъ послѣднихъ.
Побѣдители проводили все время въ военныхъ забавахъ, и безпутствѣ, по­
бѣжденные— въ йотѣ липа- добывали свой хлѣбъ. Побѣдители постепенно
отвыкали отъ труда, побѣжденные— въ работѣ видѣли свое спасеніе. Пер*
вые обретены на гибель, вторы© тосторжествда&дн. Уж© теперь мы на­
блюдаемъ, что христіанскіе народы Турціи далеко опередили мусуль­
манъ во всѣхъ отношеніяхъ. Съ каждымъ днемъ разница эта дѣлается
отчетливѣе. Турки это учитываютъ, по исправляютъ свои ошибки новыѵ і несообразностями. Посудите сами. Какъ-то, въ разговорѣ со мою ,
винъ, изъ такъ называемыхъ, передовыхъ турокъ,— дикарь въ душѣ,
французъ по костюму,— увѣрялъ меня, что младотурки сумѣютъ постан т ь , въ смыслѣ культуры, на равную ногу мусульманъ и христіанъ. Турі і і : н я этого слѣдуетъ лишь временно затормозить дѣло образованія у
трігтіанъ я понастроить побольше школъ для турокъ. Надо думать, что
іѵенно эти рецепты и привели іжбяституцюнйую» Турцію къ краю ги4 еи . і. что впереди назрѣваетъ анархія со всѣми ея ужасами. Такъ
«сполняются велѣнія исторіи.
Турки положительно явились бичемъ для покоренныхъ ими странъ.
О н ничего не создали, ж все разорил и авали на нѣтъ. Возьмемъ, какъ
■рюіѣръ, Турецкую Арменію.
До 'Прихода армянъ въ эти мѣста, въ эпоху урарііцевъ,— совремек■іковъ Ассиріи,— -здѣсь безусловно существовала высокая культура. До­
казательствомъ тому служатъ историческіе памятники, сохранившіеся
«п> этрй эпохи до нашего времени: оросительные каналы, дворцы, явычеекіе храмы, изумительныя клинописныя надписи, высѣченныя на непри­
ступныхъ скалахъ -и проч.
Урартійцевъ смѣнили армяне, сперва язычники, потомъ христіане.
Чноха армянскаго господства была эпохой не разрушенія, а торжества
иранской и греческой культуры на Араратскомъ плоскогорьѣ. Оь приня­
тіемъ армянами христіанства, страна покрылась причудливыми храмами
і монастырями, уцѣлѣшшши кое-гдѣ до нашихъ дней. Мпѣ 'приходилось
бывать въ этихъ полуразвалившихся храмахъ и поражаться сохранивши­
мися при нить книгохранилищами и образцами армянскаго искусства
ж архитектуры. По всему видно, что. армяне жили въ то время въ до­
вольствѣ я благополучіи. Это подтверждается и армянскими литератур■ыѵ* памятниками.
Оь появленіемъ 'гурокъ все измѣнилось. Жизнь какъ бы застыла въ
• и х ъ мѣстахъ. Населеніе изъ года въ годъ стало бѣднѣть. Жизнь сдѣ­
лалась какюгь-то адомъ 'безъ просвѣта и радостей. То, что было соз­
дано трудолюбіемъ предшествовавшихъ поколѣній, было разрушено, раз­
граблено и уничтожено кочевниками, которымъ не были понятны ни вѣ­
рованія населенія, ни бытъ осѣдлыхъ народовъ. Турки пришли сюда,
какъ бы, на время. Они пе думали о завтрашнемъ днѣ, ибо никогда не
был* въ « ж ъ увѣрены. Будущее ихъ кааб «тересша.то, Они вѣчио спѣи а насладиться настоящимъ. Такъ они живутъ в донынѣ. Они при­
меси съ собою разрушеніе и горе, среди которыхъ, тѣмъ пе менѣе, му­
ж а я духомъ подвластные имъ народы. Одни изъ нихъ скинул* іго туроіть. Другихъ ожидаетъ это счастье.

J6 36

К оте совершаешь поѣздки но здѣшнимъ мѣстамъ * наблюдаешь с и ­
рины!! сооруженія, то невольно проникаешься уваженіемъ *ь той забот­
ливой вагѣ, которая когда-то управляла краемъ і хлопотала о благопо­
лучіи населенія.
«
Только тогъ, кто живалъ на Востокѣ, можетъ понять, какую цѣи- ,