home

Пермский Вестник Землеустройства. 1912. № 32

?
■Ns,3J ________________________ П Е Р М С К ІЙ В Ѣ С Т Н И К Ъ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА.
I рше яфваго ш агу, оказалась уже на второмъ. Въ результат!, о'бразоваУЙГа-сь глубокая пропасть между кучкой космополитовъ— «младотурокъ» и
и массой народа, еще сурово преданнаго Исламу. Отсюда новые
нелады
между христіанами и мусульманами, которые- приняли всякія 'новшества,
I какъ уступку христіанству. Все населеніе, чуя-бѣду, отшатнулось отъ
комитета «Единеніе и Прогрессъ», ибо увидало на дѣлѣ, что онъ толка­
ютъ страну' въ-область анархіи. Кто любитъ ловить
«рыбу въ мутной
водѣ», попользовались вдоволь; объ интересахъ мирнаго и трудолюбива­
го веселенія совсѣмъ перестали думать, какъ только
власть перешла
въ .руки этихъ нечестивцевъ. Въ результатѣ, какъ и нуж но было ожидаф/ паденіе кабинета, смута,- отчаяніе и нашествіе иноплеменниковъ
1 вълдцнѣ итальянцевъ. «Новые» министры должны были уступить мѣсто
! «старымъ» дѣятелямъ. Если въ
столицѣ нелады, то в ъ ’ отдаленныхъ
f провинціяхъ разбои и грабежи. Чѣмъ-то все это кончится?....
Я живу сейчасъ въ двухъ часахъ отъ Вана, въ палаткѣ, на берегу
і.Канскаго озера, ’-среди велідколѣппыхъ садовъ, въ селеніи Атрамвдъ. Это
11е[>ек оверк аіт ное греческое пмя Артемида.
Удивительное мѣстоположеніе и найденные по .сосѣдству памятшт: кн той древней цивилизаціи, которая существовала здѣсь въ эпоху Ас­
сиріи указываютъ, что тугъ когда-то находилась
лѣтняя резиденція
Урартійскихъ -властителей. Говорятъ, что, вб время владычества армянъ;
это живописное мѣстечко принадлежало армянскимъ царямъ, п а ш р а і вахъ частной собственности, и что здѣсь былъ храмъ, 'в ъ которомъ со­
вершались оргіи въ честь богини Апатитъ, пользовавшейся, какъ извѣ­
с т н о , особымъ -почитаніемъ у мидянъ и армянъ. Это была богиня любви
и въ тоже время битвъ, которой поклонялись въ лицѣ луны. Армянскіе
храмы, гдѣ находились золотыя статуи этой богини, отличались ‘ своимъ
богатствомъ и обладали обширными земельными угодіями. Каждые шесть,
мѣсяцевъ устраивались празднества въ честь Апатиты. Ея статуи раз­
в о з и ш ь по всей странѣ, а населеніе, даже юныя дѣвушки, предавалось
оргіямъ и веселому безпутству. Культъ этой богини,
зародившійся въ
Месопотаміи, былъ распространенъ, подъ разными
наименованіями, по
всей Малой Азіи. Съ усиленіемъ греческаго в л іян ія,' армянскій пантеонъ
обогатился именами боговъ, взятыми изъ греческой
Мн'фѳЛогш. Надо
думать, что мѣстечко-, въ которомъ я теперь ж иву,
получило названіе
Артемиды во время господства Византіи и было дано Треками -въ под­
твержденіе того, что здѣсь находился
храмъ, посвященный,
по ихъ
предположенію, богинѣ Артемидѣ;
Селеніе,- подымаясь
отъ берега идетъ все въ гору, на
скалистой
а р ш и н ѣ которой еще уцѣдѣли древніе остатки циклопическихъ стѣнъ,
ромовъ почти не видно. Строеніи спрятались въ безпрерывныхъ садахъ,
особенно богатыхъ абрикосам, грушами ® такой
черешней, какой не
встрѣтишь и на Кавказѣ.
Населеніе деревни смѣшанное: турки и армяне.
Ранѣе здѣсь пе
былоУгури’кЪ і-но ■Оі ііъ-м а лсній налу, -вытѣснивъ армянъ, захватили луч­
шіе сады вблизи- берега. Въ нагорной части -селенія, гдѣ мало садовъ,
ютятся армяне, которыхъ насчитывается здѣсь до 20.0
домо-въ, тогда
какъ мусульманъ нынѣ пе менѣе 400 домовъ. Населеніе— зажиточное,
обезпеченное отъ разбоевъ курдовъ тѣмъ, что оно находится вблизи отъ
Вана и соединено съ нимъ -сносной шоссейной дорогой. Курдамъ сюда
трудно пробраться, хотя и это случалось не разъ. Каждый сельчанинъ
имѣетъ свой садъ и при немъ огородъ. Ф рукты п овощи отправляются
обыкновенно для продажи въ городъ, что даетъ населенію очень хорошій
заработокъ. Пахотной земли и пастбищъ у сельчанъ немного. За то эти
у-годія расположены .о к м о л Іе ^ Я іи ; йькаждьій хозяинъ имѣетъ возмож­
ность уоррпіб заботиться о своей землѣ. Да п ,въ водѣ пѣтъ недостатку.
Именно черезъ1 э т о 'селеніе Проходитъ знаменитый- водопроводъ «Шемирамъ-су», постройку котораго -населеніе гсъ
'давнихъ поръ относить жъ
заботамъ о краѣ легендарной Ассирійской царицы ' Семирамиды. Этотъ
водопроводъ настолько интересенъ и т а къ грандіозенъ, что я поговорю'о
немъ въ слѣдующемъ письмѣ.
Ж изни ему,' судя по клщгообразмымъ надписямъ, не менѣе 3.000
лѣтъ, а онъ продолжаетъ
обслуживать край на ' протяженіи 5 0 — 60
'Верстъ.'
Главная опасность угрожаетъ сельчанамъ со стороны озера, уро­
вень котораго постоянно поднимается отъ избытка-лп водъ стекающихъ
съ окрестныхъ горъ, или отъ поднятія дна, -вслѣдствіе наноснаго ила.
Это— -вопросъ спорный. О немъ жилю писали-, но къ ш іреділш ном у' вы­
воду не пришли. Есть историческія указанія на то, что вода въ озерѣ
иногда убывала, находя себѣ подземные выходы въ сторону
сосѣдняго
Тигра. Какъ-бы то нн было, но теперь вода- съ каждымъ годомъ захваты­
ваетъ все большія и .большія щюсгравства и уж о затопляетъ мѣстно­
сти. лежащія вблизи самого города. Турецкія власти рѣшили было вы­
веет» воду изъ озера въ одинъ изъ притоковъ Тигра и задумали съ этой
Цѣлью построить каналъ. Чрезвычайныхъ затрать на это -не штадобир с ь -б ы , такъ какъ разстояніе не-— велико, а географическія
. условія
не такъ трудны. Но султанъ— не Семирамида и турки не— ассирійцы.
Лрислашдые съ'этой цѣлью въ Ванъ спеціалисты побывали въ прошломъ
году на мѣстѣ, получили одъ казны все, что имъ
полагалось и уѣхали
обратно, давъ населенію -смутную надежду, что постройка канала, скоро
начнется. Затѣмъ это дѣло «видимому, навсегда замерло, а населеніе
узнало,- что побывавшіе здѣсь спеціалисты— друзья -бывшаго министра
финансовъ Джа видъ-бея (Салоникскій еврей), который выхлопоталъ имъ
средства на эту занимательную и выгодную прогулку не 'для постройки

13

канала, а для того, чтобы болѣе заручиться ихъ симпатіями, ради своихъ
личныхъ дѣлъ. Да и люде эти оказались -не -спеціалистами, а обыкно­
венными смертными, привязанными за что-то и почему-то къ Министру
Финансовъ, который, какъ извѣстно, до полученія министерскаго порт­
феля былъ учителемъ въ Салоникахъ и оминался умѣніемъ
говорить
революціонныя рѣчи, да безграничнымъ -нахальствомъ,
свойственнымъ
его націи. Его пріятель, Таалатъ-бей, пробрался въ -Министры Внутрен­
нихъ Дѣлъ прямо изъ мелкихъ телеграфныхъ
чи-щвнйко-въ. Этотъ, въ
качествѣ либеральнаго министра, непремѣнно хотѣлъ, чтобы въ депута­
ты при- послѣдииіъ выборахъ попали исключительно’ его пріятели и 'сто­
ронники. Прррипцальныя власти поспѣшили, конечно, исполнять
ука­
занія нацрлБстаагп почти -насильно стали проводить въ депутаты па-рламеюа укаА аниы хъ.літъ. А въ результатѣ паденіе кабинета, смута въ
странѣ -и проклятія по адресу всяк-и-хъ Таалатъ-беевъ и Джавидъ-беевъ.
Я живу въ саду, нанятомъ мною у одного турецкаго семейства, на
берегу- синяго озера.Сосѣдніе степенные тур і;4 часто заходятъ
погово­
рить съ «носковомъ». Много разсказываютъ.' они ему о -своихъ горестяхъ
и нуждахъ, о был-омъ величіи родины -и о -своемъ -недовольствѣ новыми
порядками. И эти- трезвые к вѣжливые- мусульмане, хотя и фанатики,
во- куда симпатичнѣе и добрѣе «младотурокъ», которые и отъ стараго
отстали, -и к ъ новому не пристали. Такъ какая-то блудливая и коры­
стная мразь.
По утрамъ, выкупавшись въ -соленой -водѣ озера, я обыкновенно са­
ж усь подъ огромнымъ орѣховымъ деревомъ, могучія вѣтви котораго да­
ютъ и тѣнь', и прохладу. Тутъ меня окружаютъ сосѣдніе
р еб яяш ви.
Эти маленькіе мусульмане тоже очень -вѣжливы, а главно- - привязчивы.
У ж ъ если -кто имъ по душѣ, такъ постоянно готовы проявить заботу о
немъ. -Мои бесѣды съ ними, часто довольно
продолжительныя, иногда
внушаютъ разныя опасенія сосѣду-муллѣ. Онъ проходитъ
разъ-другой
мимо насъ, прислушиваясь къ нашему разговору. Затѣмъ, успокоенный,
степенной походкой 'возвращается -во свояси. Крайне любопытныя отъ
природы турчанки появляются порой изъ-за густой зелени. Но тотчасъ»
же быстро ускользаютъ, точно пугливыя
лани во
время опасности.
Среди нихъ я замѣтилъ очепь красивыхъ и стройныхъ. Зная
довольно
хорошо турецкій языкъ, я шлю имъ издали громкія привѣтствія. Въ от­
вѣтъ слышутся изъ-за деревьевъ -добрыя пожеланія и- смѣхъ. А затѣмъ
снова все затихаетъ. Люди готовятся къ «намазу», къ молитв-ѣ.
Лѣтнія ночи вблизи озера прямо безподобны.1Въ далекой синевѣ за­
жигаются яркія звѣзды, блескъ луны ра-стилается по садамъ голубымъ
туманомъ, а рядомъ бьется о -скалистые утесы шумливое озеро, посылая
отходящимъ на сонъ людямъ прохладу и ласку.
Здѣшніе сельчане -очень жалуются -на чрезмѣрность всяких-!, нало­
говъ. Это, -впрочемъ, обычное явленіе- въ -Турціи, гдѣ
правительство съ
давнихъ поръ извѣстно тѣмъ, что-старается какъ можно болѣе «выжать»
съ населенія, оставляя въ сторонѣ всякую заботу о его благополучіи. Бъ
Персіи и то лучше въ этомъ отношеніи. Тамъ,, по крайней мѣрѣ, губер­
наторы рѣшаютъ съ крестьянами вопросы о податяхъ съ обоюднаго со­
гласія: Когда нужно, солидарно обманываютъ правительство я отдаютъ
толы® часть того, что требуется. Но, вѣдь,
за то въ Персіи правители
провинцій обыкновенно -получаютъ жалова-ніе только на словахъ, а та
дѣлѣ ограничиваются сборомъ «добровольныхъ», пожертвованій. Съ иму­
щихъ берутъ- болѣе, чѣмъ съ бѣдняковъ. Это все-таки отчасти справед­
ливо. Въ Турціи куда хуже. Какъ будто-бы здѣсь н больше порядку, а на
еймомъ дѣлѣ -населенію живется тяжелѣе, чѣмъ въ Персіи. Посудите
сами;
Прямые налоги въ Турціи -слѣдующіе: 1) Ашаръ крестьяне долж­
ны уплачивать правительству одну восьмую всего урожая.
Положимъ
уродилось 8 четвертей пшеницы. Одну четверть, или стоимость ея, убе­
регъ- правительство. 2) Арази: 4% % съ 1 000
(съ оцѣнки
полей н
пастбищъ), 3 ) Эмлакъ: 5%% сь 1 000 (со стоимости усадьбы, сада, ви­
ноградниковъ и нрочѵ При- этомъ владѣльцы мельницъ и пекаренъ платятъ
1 0% % 'съ 1 0 0 ), 4) Агнамъ: 4 % піастра -бъ каждой овцы, барана и козы.
Помимо этого собираются налоги для постройки
мечетей, школъ и
проч. Кажды й тур е ц кій гражданинъ -съ 18-лѣтняго возраста
долженъ
платить 12 піастровъ (1 ш а с т р ъ = 8 к о п .); особаго сбора
на постройку
дорогъ, которыхъ почти п е ' существуетъ.
Сборъ податей правительство передастъ «-мюлггезшамъ» (откупщ и­
камъ), которые, уплативъ выговоренную -сумму, разъѣзжаютъ по селе­
ніямъ н, съ помощью властей, -съ которыми они обыкновенно въ стачкѣ,
заставляютъ сельское населеніе платить гораздо болѣе того, чѣмъ тре­
буется.
«Мюлтезимы»— -настоящій -бичъ для народа. І х ъ прибытіе- жъ
селенія -сопровождается слезами и проклятіями.
Если къ этому прибавить ‘ -необезпеченность имущества и жизни
сельскаго населенія,— -въ связи съ «-еекретпы-м-и»
поборами властей и
безчинствомъ солдатъ, размѣщаемыхъ, въ случаѣ
надобности, -по селе­
ніямъ,— то жалобы турецкихъ-сельчанъ на ихъ безпросвѣтное положеніе
-'становятся совершенно попятными. И -цря всемъ этомъ -населеніе, по­
жалуй, голодаетъ -менѣе, чѣмъ у' насъ. Дѣло т у т ъ 'н е -въ качествѣ- земли
и не въ климатическихъ условіяхъ, а въ томъ, что' единоличное' пользо­
ваніе землей,- установившееся здѣсь сь -искони вѣковъ, -помогаетъ на­
селенію справляться со всѣми бѣдами и, такъ или иначе, держаться-за
землю, обрабатываемую заботливой рукой владѣльца и дающую хорошіе
"урожаи.