home

Пермский Вестник Землеустройства. 1912. № 22

?
J«

22

П Е Р М С К ІЙ В Ѣ С Т Н И К Ъ З Е М Л Е У С Т Р О Й С Т В А .

-Мядѣвашъ полемъ, м в п і забираютъ себѣ все болѣе крупную долю
урожая, вѣрно приносимаго природою человѣку. Смѣните посѣвъ, 'оставь­
те _землю подъ паромъ или очищайте— и вы вернете ей прежнее плодо­
родіе. Но если съ древнихъ временъ мы знаемъ шюдосмѣнъ и парь, мы
не вѣдаемъ третьей ш лем ы — очистки или -оздоровленія почвы.
Д-ръ Ру напоминаетъ опытъ Эме Жирара, поразившій его двадцать
лѣтъ тому назадъ. Жираръ обработалъ половину своего пшеничнаго поля''сѣрнистымъ углеродомъ,— и собралъ съ «дезинфицированнаго» участ­
ка полуторный урожай;
Въ число дезинфицирующихъ средствъ въ послѣднее цремя употреб­
ляли .желѣзный купоросъ: Внесеніе 3— 6-пуд. на десятину въ молотомъ
видѣ давало прекрасные результаты. Вносить купоросъ можно и по всхо­
дамъ въ тихую погоду.
У насъ обращаютъ вниманіе на явный .вредъ паразитовъ,:— какъ фи­
ловеера (на виноградѣ), хлѣбкый-.червь и про-ч. Но «ихъ невидимый вредъ
— по словамъ- Ру— ужасенъ. Мы собираемъ съ полей только то, что
паразиты -соблаговолит!, намъ оставить. Надо организовать защиту по­
лей научно, привлекая па помощь пТицъ-исіребителеЙ паразитовъ и
митральные яды. Добавьте предупредительныя мѣры, препятствія но­
вымъ нашествіямъ:,-—и вы поймете великія задачи дѣла гигіены почвы»,
закончилъ профессоръ Гу.

НАДО БЕРЕЧЬ ПТИЦЪ.

Неоднократно говорилось о необходимости бережливаго отноше­
нія земледѣльи жъ сео-іиіъ пернатымъ друзьямъ. Крестьяне, да и
многіе другіе, не умѣютъ цѣнитъ услугъ, ■приносимыхъ сельскому
хозяйству большинствомъ дикихъ птицъ ;и йтичец.ъ. Благодаря на­
родному йевѣжеШ у', множество лѣсныхъ
обитателей
погибаетъ
отъ рукъ тѣхъ, кто Долженъ былъ бы -пуще -всего заботиться- объ
йхъ -охранѣ. Не говоря уже о лос-тоАной войнѣ деревенскихъ 'маль­
чишекъ -съ пѣвч-мш птичками, находятся и Такіе взрослые варвары,
.у-которыхъ подымается -рука стрѣлять въ жаворонковъ, Ръ с-кво-р' цовъ, бъ . грачей. и т. д. Какой Предъ приносятъ подобные безжало­
стные истребители самимъ себѣ— совершенно ясно, если вспомнить,
что истребляемыя пернатыя являются въ свою очередь самыми яры­
ми врагамгё 'воевозжшвыжъ гред-и'телей полей,-садовъ и -огородовъ.
Особенно интересно отмѣтить поэтому весьма 'важный
пршгойзръ,
составленный недавно крестьянами _ Печерской слободы, Ниж-егородскоідвуб., по-стаЯШтшихъ: «Бо-опретить ловлю пѣвчихъ птицъ, Какъ
друзей садовъ л огородовъ».
Хорошо бы и другимъ крестьянскимъ обществамъ послѣдовать
примѣру Печбр-скаго и «стать на защиту пернатыхъ. Польза отъ
этого получилась бы несомнѣнно, большая.

Письма игъ Турціи.
Когда я думаю о различныхъ національностяхъ, населяющихъ Рос­
сію, мнѣ всегда припоминаются слова Достоевскаго: «Стать настоящимъ
русскимъ, -стать вполнѣ русскимъ, можетъ быть, и значить только стать
братомъ всѣхъ людей, всечеловѣкомъ, если хотите»....
Всякая народность имѣетъ свои дурныя и хорошія стороны. Въ рус­
ской печати часто раздавались огульныя обвиненія армянъ въ томъ, что
опи всегда готовы использовать -съ корыстной цѣлью своего ближняго,
что они скопили въ своихъ рукахъ капиталы и закабалили все населеніе
Кавказа, что Они воспитываютъ своихъ дѣтей въ ненависти въ Рос­
сіи и только мечтаютъ о созданіи отдѣльнаго армянскаго княжества.
Такія огульныя обвиненія -мало обоснованы и ' объясняются тѣмъ,
что русское общество почти не знаетъ армянъ, ихъ исторіи и ихъ при­
родныхъ качествъ. Обь этомъ нельзя не пожалѣть, такъ какъ благопомь лучіе такой страны, какъ Россія, гдѣ сосредоточены с-амы.я разнчныя на“ родности, отчасти зависитъ отъ взаимнаго пониманія послѣднихъ и
взаимнаго доброжелательства. А для этого особенно намъ, русскимъ,
надо ближе подходить къ другимъ народностямъ, у которыхъ одна съ
нами родина, тщательно изучать ихъ обычаи и исторію, и основывать
. с в о и похвалы и -обвиненія гіа фактахъ и цыфрахъ. а не на праздныхъ
^ “•умозаключеніяхъ и пристрастныхъ предположеніяхъ.
На Кавказѣ живетъ до 1.200.000 армянъ; подавляющее больш и­
н с т в о (болѣе 90%%) принадлежитъ въ крестьянскому сословію и про­
живаетъ въ селеніяхъ, занимаясь земледѣліемъ и скотоводствомъ. Тоже
самое можно сказать и о турецкихъ армшіахъ, которыхъ насчитывается
въ Малой Азіи до 1.000.000.
Армянскій сельчанинъ— понятливъ, трудолюбивъ, скроменъ въ.
своихъ потребностяхъ и хорошій семьянинъ, всегда.'заботящійся о томъ,
чтобы дать какое-нибудь образованіе своимъ дѣтямъ. Въ каждомъ ар­
мянскомъ селеніи непремѣнно имѣется школа.
Правда, что капиталы, на Кавказѣ, какъ и въ Турецкой Арменіи,
сосредоточены въ рукахъ армянскаго купечества. Но это объясняется
тѣмъ, что армянскіе купцы гораздо предпріимчивѣе, образованнѣе и

13

скромнѣе въ жизни, чѣмъ ихъ конкуренты, принадлежащіе къ другимъ
народіюс-тямъ, населяющимъ эти мѣста.
Что касается обвиненія армянъ въ ненависти къ Россіи, то съ этимъ
я никакъ не могу -согласиться, ибо знаю на дѣлѣ, что турецкіе армяне
всѣ свои надежды возлагаютъ только на Россію, а большинство нашихъ
армянъ, за исключеніемъ, конечно, революціонныхъ партій, благослов­
ляютъ свбіб судьбу За то, что живутъ подъ властью Русскаго царя.
Армяне, въ особенности турецкіе, обыкновенно непріятно поража­
ютъ безпристрастнаго наблюдателя своей жадностью въ деньгамъ и ли­
цемѣріемъ. Эти отрицательныя качества выработались въ нихъ путемъ
тѣхъ страданій, среди которыхъ жили и живутъ они въ Турціи.
Исламъ не знаетъ пощады къ христіанамъ тамъ, гдѣ онъ не встрѣ­
чаетъ сопротивленія со стороны Россіи или Европы. Еще не такъ давно
въ Турецкой Арменіи бьілй звѣрски убиты сотни тыс. армянъ, -съ которыми
мусульмане-были готовы покончить окончательно, если-бы не1встрѣтили
противодѣйствія со стороны PoW-ій. Жить среди вѣчнаго безправія, чув­
ствовать' постоянно къ себѣ ненависть господствующей народности и на­
ходиться всегда подъ-гнетомъ безчинства фанатично настроенныхъ вла­
стей— вотъ судьба турецкаго- армянина.:' который обыкновенно возлага­
етъ всѣ свои надежды только-іи деньги; онъ зпаетъ, что съ помощью
денегъ бнъ'можетъ избѣжать обидъ и несправедливостей, создать себѣ
извѣстное положеніе въ мусульманскомъ мірѣ и даже расчитывать па
извѣстную ' поддержку со стороны властей. Деньги— лучшій товарищъ
армянина въ Турціи. Оь ними опъ нѣчто, безъ нихъ-ничто.
Корысть и лицемѣріе, присущія а-рмянамъ, есть результатъ той исто­
рической обстановки, среди которой цѣлыя столѣтія жили армяне. На
Кавказѣ эти недостатки характера -начинаютъ нынѣ сглаживаться, блѣд­
нѣютъ и почти не--замѣтны среди образованной части армянскаго обще­
ства.
Чтобы понятъ армянъ, надо 'знать ихъ исторію. А въ этомъ отаошеніи русское общество -сильно:грѣшить. Излагать таковую въ настоя­
щемъ очеркѣ я не буду, но считаю не лишнимъ намѣтить здѣсь главные
этапы историческаго движенія армянъ въ сторону Курдистана и Кав­
каза.
Въ гл. 10 книги Бытія армяне упоминаются -въ числѣ потомковъ Іа­
фета, подъ пменемъ «Тог-армы», и о нихъ часто говорятъ іудейскіе- про­
роки. называя ихъ «Бет-Тог-арла», т. е. «домъ Тог-армы».
Армяне полагаютъ, что слово «Арменія» обязано своимъ происхож­
деніемъ нѣкоему Араму, одному изъ нотоюшвъ'ихъ родначальника Хайка,
бѣжавшаго изъ земли Сенаа-ръ въ окрестности Арарата отъ преслѣдо­
ваній Вавилонскаго Бэла (Немврода).
■ Какихъ нибудь 20——30 лѣтъ тому назадъ армянъ считали вѣтвью
мидянъ и персовъ, ихъ языкъ Производили отъ персидскаго, а ихъ древ­
ней религіей считали маздеизмъ.
Раскопки въ Месопотаміи, знакомство съ Ассирійскими и Ванс-кими клинообразными'надписями выдвинули передъ учеными какъ-бы но­
вый міръ, новое мощное царство, владѣвшее долгія -столѣтія Арарат­
скимъ плоскогорьемъ, которое всегда считалось колыбелью армянскаго
народа. Новѣйшія ученыя изслѣдованія доказали, что до прихода пода
армянъ, около озеръ Вана., Урміи и Гокча жило многочисленное племя,
не имѣвшее никакого родства, съ семитский! племенами Сиріи и Месопо­
таміи.-Во'второй половинѣ 9 вѣка до Р. X. это племя объединяется въ
одно государство, которое въ ассирійскихъ памятникахъ называется
страною Урарту, а въ еврейскихъ библейскихъ книгахъ Араратомъ. Эти
имена— 'тождественны. Царство Урарту находилось въ постоянной борь­
бѣ съ Ассиріей. При Ассирійскомъ царѣ f аргонѣ, царь Урарту, по имени
Урса, поднялъ свей народъ противъ Ассиріи; произошло ужасное едино­
борство ассирійцевъ съ ѵпартійцами, окончившееся пораженіемъ послѣд­
нихъ. Отъ панства Урарту сохранились многочисленныя, клинообразныя
надписи, большая часть которыхъ находится въ окрестностяхъ города
Вана, около озера Урміиг и въ Нашемъ Закавказьѣ.
Такимъ образомъ было устанавлено, что до прихода- армянъ на Ара­
ратское плоскогорьѣ, здѣсь жило особое'племя, -не имѣвшее'ничего об­
щаго съ армянами ни по языку, ни по религіи.
Царство Урарту, ослабленное безконечными войнами съ Ассиріей,
было окончательно приведено въ полное разстройство набѣгами Ки-мерійие-въ и Скифовъ. Мидяне въ 580 году до Р. X. панесли послѣдній ударь
этому царству, которое со временемъ было совсѣмъ забыто. Великолѣп­
ныя крѣпости и грандіозные оросительные каналы, построенные Урартійттами н -сохранившіеся до нашихъ, дней: были отнесены потом-с-твомъ къ
постройкамъ легендарной -Семирамиды. Остатки Урартійневъ вошли въ.
составъ зародившагося на Араратскомъ плоскогорьѣ новаго Армянскаго
царства, ’
-Сравнительное языкознаніе- доказало, что армянскій языкъ при­
надлежитъ къ с-емъѣ индо-европейскихъ языковъ.
Со временъ глубокой древности' арійскія толпы продолжали дви­
гаться изъ -нѣдръ Средней Азіи въ безпредѣльныя русскія равнины.
По свѣдѣніямъ, оставленнымъ на-мъ греками, степи южной Россіи
были населены К-имерійпами. которые, подъ напоромъ Скифовъ, перешли
Дунай и спустились въ' горнтю -страну, называвшуюся въ древности.
Фракіей (пы-нѣ Болгарія и Рѵмелія). Они -вытѣснили, отсюда родствен­
ное имъ арійское племя Фригійцевъ, которые хлыну,ди черезъ Босфоръ въ
Малую Азію, гдѣ отъ этого вторженія произошелъ цѣлый перево­
ротъ.
j