home

Пермский Вестник Землеустройства. 1912. № 22

?
П Е Р М С К ІЙ В -Ѣ С Т Н И К Ъ З Е М Л Е У С Т Р О Й С Т В А .
пія въ Петербургъ по 2—3 раза въ годъ, приходится заклю­
чить, что въ теченіе года разъѣздный расходъ уполномочен­
ныхъ, при установленныхъ комитетомъ по землеустроитель­
нымъ дѣламъ суточныхъ въ 10 руб., потребуетъ, примѣрно
вдвое большую за каждую сумму, чѣмъ для" непремѣнныхъ
членовъ Губернскихъ Коммисій.'
Суммы же' командировочнаго довольствія всѣмъ осталь­
нымъ должностнымъ лицамъ, выѣзжающимъ на мѣста, опре­
дѣлены на основаніи имѣющихся данныхъ о расходахъ по дѣ­
ламъ землеустройства въ предыдущіе годы, когда уполномо­
ченныхъ еще не было, а число чиновниковъ ревизорско-ин­
структорской части было почти то же, что и теперь.

Прошлое „Перми |еликоі“.
Область родиго-вѣдѣнія находится у насъ какъ бы въ нѣкоторомъ пре­
небреженіи. 0 своемъ близкомъ краѣ, о томъ, вь которомъ мы жи­
вемъ, мы знаемъ .часто не болѣе, чѣмъ объ отдаленномъ районѣ: Кав­
казѣ- или Польшѣ. Мы мало интересуемся своимъ роднымъ, краемъ, его ’
преданіями, его стариной и памятниками.
Поэтому нельзя не привѣтствовать попытки отдѣльныхъ лицъ, же­
лающихъ ознакомить широкую публику съ живой стариной края, съ
его памятниками, съ его исторіей. Къ числу такихъ попытокъ можетъ быть
отнесена брошюра И. Я. Кріюощекова «Пермь Великая, ея живая ста­
рина и вещественные памятники».
Здѣсь собраны вводил» археологическо-этнографическія замѣтки по
Чердынскому уѣзду. Брошюра-начало огромной работы— изслѣдованія
старины по всѣмъ уѣздамъ Пермской губерніи.
Археологовъ давно занимаетъ вопросъ: кто были аборигены Пермска­
го края? Кто населялъ обширную «Пермь» въ древнія времена? Кого,
собственно, надо считать предками нынѣшнихъ пермяковъ и зырянъ?
Есть ли ихъ предки— та« камская чудь», остатки которой видны понынѣ
во многихъ городищахъ губерніи, или, можетъ быть, предки пермяковъ
и зырянъ не были аборигенами края, а переселились сюда изъ дру­
гихъ .мѣстностей ‘въ позднѣйшіе періоды,въ XIV— XVI -вѣкѣ.
Пермская или Камская чудь стояла на довольно высокой степени
культурнаго развитія. Археологическіе памятники Пермской губерніи,
относящіеся къ чудскому періоду, очень богаты. Они раздѣляются на
нѣсколько группъ: предметы религіознаго культа— шаманскія изобра­
женія, одежда*и украшенія, предметы вооруженія, принадлежности охоты
и рыбной ловли, принадлежности земледѣлія, скотоводства, домашняя
обстановка, предметы, указывающіе на торговлю чуди съ другими наро­
дами.
Ф. А. Теплоух-овъ раздѣляетъ чудскія издѣлія на два періода: старый,
находки котораго характеризуются бронзой высокаго, качества, особаго
рода бусами и монетами ч е к а м V, VI и ѴП вѣковъ по Р. X., и вто­
рой— характеризуемый мѣдными и желѣзными издѣліями и монетами че­
канки VIII— XII столѣтія. Обработка послѣднихъ уступаетъ по изяществу
памятникамъ перваго періода, почему приходятъ къ заключенію, ' что
эти издѣлія принадлежать какой то другой народности.
И. Я. Крив-ощековъ собрали, всѣ работы по чудскимъ находкамъ въ
одно цѣлое, указалъ на тѣ особенности, которыми характеризуется на­
селеніе мѣстностей, гдѣ въ былыя времена были чудскія поселенія. По
нѣкоторымъ признакамъ авторъ находитъ, что населеніе Чердынскаго
уѣзда, входившаго, какъ часть въ Пермь Великую, сохранило особен­
ности быта и вѣрованій своихъ предковъ, которыми опъ считаетъ для
пихъ пермскую чудь. Несмотря на старанія православнаго духовенства вы­
вести всѣ языческіе, обряды, напоминающіе чудскія вѣрованія, въ населе­
ніи- Чердынскаго у, даже до сихъ поръ сохранился духъ вѣрованій пред­
ковъ: Такъ, сплавщики, проплывая по Камѣ мимо д. Амборь, молятся
какому то языческому божку, называя его А-мборо-шь. Это отзвукъ
прежнихъ моленій, совершаемыхъ на этомъ мѣстѣ.
Въ другихъ пунктахъ обширнаго Чердынскаго края встрѣчаются
указанія на родственность нынѣшнихъ пермяковъ съ жителями глубины
вѣковъ. Въ ‘белѣ Большая Коча, Юксѣевской волости, 18 августа ежегод­
но инородцаиі-пермяками пригоняются жертвенныя животныя, зака­
лываемыя, впрочемъ, безъ особаго обряда. Мяс-о варится въ осо­
быхъ котлахъ. Здѣсь же есть Чудское городище. То же самое происходить
20 іюля въ селѣ Верхъ-Лупьѣ, на Іупьѣ, притокѣ Камы. Здѣсь закалы­
ваются инородцами около часовни бараны. Нынѣ этой, пережитокъ язы­
ческаго культа переведенъ въ с. Гаішско-е. Вообще въ Чердынскомъ
краѣ встрѣчаются -мѣста, гдѣ часовнями и церквами, какъ полагаютъ,
закрываются бывшія ліертвенныя мѣста чуди. Напримѣръ, въ Усть-Косѣ
въ Еерчевѣ, -вблизи устья Вишеры и проч.
Въ нѣкоторыхъ деревняхъ-—Бориной, Бопдюгѣ и др.— современными
пермяками производится поминовеніе «старыхъ людей» на кладбищѣ.
Здѣсь -подъ «старыми людьми» надо понимать древнихъ насельниковъ,
память о которыхъ давно исчезла, но осталась въ обрядахъ. Помино­
венія эти такъ извѣстны, что на нихъ приходятъ пермяки изъ Соли­
камскаго уѣзда.

9

Въ Чердынскомъ уѣздѣ десятки мѣстъ, гдѣ находятся чудскія при­
надлежности. Самымъ замѣчательнымъ изъ нихъ, быть можетъ, надо
считать д. Губину, теперь уліе не существующую. Она находилась при
колодцахъ, Вондюжской волости. Здѣсь имѣется -самое большое городи­
ще, почему существуетъ даже предположеніе, уясъ не здѣсь ли нахо­
дилась древняя столица Чудской земли.
,
Капитанъ Рычковъ, посѣтившій 140 лѣтъ тому назадъ это городище,
говорить слѣдующее:
«Сей городъ былъ укрѣпленъ тремя валами и толшшмъ же числомъ
рврвъ, изъ которыхъ два почти уже совсѣмъ осыпались, но одинъ изъ
нихъ сохранилъ свою прежнюю крутость и возвышеніе. Кажется, сіе
непоколебимое укрѣпленіе служило замкамъ дре-вняго селенія: ибо
сверхъ твердости его валовъ находятъ тамъ въ землѣ плитные камни и
кирпичъ, о коемъ можно думать, что онъ составлялъ какое отбудь ка­
менное зданіе. Сколь велико пространство занимало сіе городище, того
точно показать не можно, потому что всѣ окружныя мѣста и само го­
родище распахано земледѣльцами: однако, старики увѣряютъ, что преж­
де сего поселенія ихъ на семъ мѣстѣ знаки градскаго строенія были
версты на четыре, гдѣ еще понынѣ находятъ различныя -серебряныя,
мѣдныя и золотыя вещи. Пространство сего городища и то, что въ
немъ находятъ, заставляютъ думать: н-ё> сія ли’была главная столица
Чудскія земли, и не тутъ ли была та славная столица Асіастичес-кихъ су­
довъ, которую ‘Стиленбергь полагалъ на берегу Камы. Изъ -всѣхъ горо­
дищъ сіе есть ■превосходнѣйшее. Рѣка Кама течетъ въ лѣтнія засухи
отъ гор. саженяхъ въ ста. Сказываютъ, что лѣта 50 передъ тѣмъ рѣ­
ка текла- во всякое- время подлѣ самой горы».
Авторъ осматривалъ городище, расположенное на высокомъ берегу
старицы Камы. Все заросло, густымъ лѣсомъ, оріентироваться чрезвычай­
но трудно. Изъ трехъ валовъ замѣтны признаки только одного.
Вмѣстѣ съ тѣмъ, авторъ высказываетъ догадку, что столица Чу- ди находилась въ с. Губдорѣ, что на р. Вишерѣ, измѣнившей теперь
свое теченіе. Здѣсь находились необычайно богатыя- чудскія вещи. -Селе­
ніе Губдррь находилось въ старину при большомъ водномъ бассейнѣ:
подтвержденіемъ этой мысли -служатъ громадныя озера и старицы Више­
ры. Съ такимъ положеніемъ согласуется и преданіе, что старая Чердынь
находилась гдѣ то между нынѣшнимъ Губдоромъ н Чердынью, ниже го
Винерѣ 25 верстъ. Разстояніе этому соотвѣтствуетъ. Когда -Винтера
отошла отъ старой Чердыни— она была перенесена- на р. Колву.
На урочищѣ «Большое поле» около Губдора выпахано -много чуд­
скихъ предметовъ: серебряная чашка съ узорчатымъ орнаментомъ, бля­
хи, въ окрестностяхъ Губдора- найдено копье, ралышкн, замки и проч.
Вообще издѣлія изъ металловъ достигали у древнихъ аборигеновъ
края извѣстной высоты. Въ селѣ Пянтежскомъ на рѣкѣ Камѣ въ 1819
году Верхомъ была открыта плавильная печь, сложенная изъ плитъ и
кучи шлака. Шлаки содержали до 20 проц, желѣза. Здѣсь есть валы и
рвы— наслѣдіе чудскихъ временъ. Прп постройкѣ Велсишжаго завода,
вблизи Велся, притока Вишеры, были вырыты желѣзная кольчуга-щшлемъ. Слѣдовательно, пермяки имѣли желѣзныя фуфайки. Это под­
тверждается и поднесеніемъ покорителемъ Чердыни кн. Пестрымъ коль­
чуги царю Іоанну III. Около деревни Кудесевой, близъ Камы, находится
чудская штольня съ признаками -крѣпи. Здѣсь, въ Гаинскомъ районѣ,
можно б ы » -купитъ трубочки, кольца, цѣпочки, пряжки, привѣски и
«елочныя вещи чудекаго періода: Столь здѣсь было находокъ.
Авторомъ указаны всѣ селенія, гдѣ находились какія либо чудскія
издѣлія, или признаки древнихъ обрядовъ. Перечислить даже наиболѣе
замѣчательныя изъ нихъ здѣсь нѣтъ ' возможности. Мы остановимся
только на находкѣ около д. Ташки, на берегу р. Косы, 12 с-ассаяидскихъ монетъ. Они оказались принадлежащими царямъ: Іездергерду I
(V вѣка), Кобаду— V— VI вѣка, Хозрою I и П— VI— VII вѣка. Какъ онѣ
гопали сюда? Очевидно, чудь имѣла- обширныя сношенія съ другими
народностями того времени.
Въ 10 -верстахъ отъ Чердыни на западъ находится урочище Уролъ.
Сходство его съ имѣющимъ въ этихъ мѣстностяхъ право гражданства
словомъ «уросъ»— упрямство, непослушаніе— заставляетъ предполагать,
не находился ли тутъ городъ Уросъ.. Тотъ самый, потерявшійся городъ,
который взялъ Таврило Нелидовъ, послѣ жаркаго боя. Это подтверж­
даетъ и могила убіенныхъ, о которой нѣть никакихъ данныхъ. Всѣ
лее остальныя битвы -сохранены народною памятью и отмѣчены цер­
ковью. Возможно, что именно здѣсь произошла -послѣдняя битва чуди
съ дружиною Нелидова въ 1462 году. Здѣсь встрѣчаются чудскія издѣлія.
И многое другое имѣется въ брошюрѣ г. Кривощекова. Много не-_
высказашшхъ ясно предположеній о дре-виихъ жителяхъ Перми Великой.
Но всюду проглядываетъ мысль, что древняя чудь имѣетъ связь съ ны­
нѣшнимъ пермяцкимъ населеніемъ края.
И. Р.