home

Пермский Вестник Землеустройства. 1912. № 17

?
Ж 17

ПЕРМСКІЙ ВѢСТНИКЪ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА.

'р ѣ ш е н іи , причемъ, однако, нигдѣ не сказано, что означенныя заавле\ должны подаваться земскому начальнику въ извѣстный срокъ, по
«•теченіи котораго они те р ш и бы свою силу. Поэтому, въ случаѣ отказа
со стороны общества въ укрѣпленіи ш и нѳеоставлейи я н , въ установ­
ленный ватн ом ъ срокъ, укрѣпительнаго приговора, не м ож етъ' возник­
нуть вопроса о возстановленіи срока на подачу заявленія объ укрѣпленіи
земскому начальнику (ук. 2 деп. 15 декабря 1911 г., М 906 2 ) (ют. 6
отд. 1 ук. 9 ноября).
По силѣ ст. 17 Именного Высочайшаго указа 9-лз ноября 1906 года,
:Ч ш еніе въ личную собственность и выдѣлъ участковъ, выкупленныхъ
на , даваніи ст. 165 пол. о выв., над. 1876 г., и не выдѣленныхъ къ од­
но* іу мѣсту', производится въ порядкѣ и на основаніяхъ, установлен­
ные гь статьями 4— 16, а потому требованіе о доплатѣ, упоминаемое въ
статьѣ 3 закона 9 ноября, непримѣнимо къ участкамъ, выкупленнымъ въ
продаже время по ст. 165 пол. о выв., изд. 1876 г. (у к . 2 деп. 30 сен­
т я б р я '1910 г., К 565 0 ) («т. 17 от*. 1 ук. 9 ноября).
'Согласно неоднократнымъ разъясненіямъ, П. С. (указъ 2-го депорт.
29 ноября 1 908 г., •№ 5 488, 28 апрѣля 1909 г., № 3 39 2 ), надѣлъ выхо­
дящаго изъ общины домохозяина, въ семействѣ котораго имѣются его
родгттюншші по ’боковой линіи, подлежитъ укрѣпленію въ общую собствещЬс-ть домохозяина съ указанными родственниками. Проживаніе
кого Дибо изъ послѣднихъ внѣ общества и неведеніе имъ лично хозяйства
на надѣльной землѣ домохозяина
не можетъ бытъ признано основа­
н іе м ъ 'къ устраненію такого родственника отъ участія въ общей собстведвостн на укрѣпляемую за его 'домохозяиномъ надѣльную землю,
тага; какъ законъ вообще не требуетъ въ качествѣ условія укрѣпленія
н а д ѣ и въ собственность, проживанія лида, имѣющаго право на укрѣ п­
леніе, въ томъ обществѣ, я ѣ находится подлежащая укрѣпленію земля;
что * касается способовъ'пользованія укрѣпляемымъ надѣломъ, то,
у в гіп ю и ш а я , какъ условіе укрѣпленія, необходимость факитческаго п
доезд.івиаго пользованія, -законъ (ст. 2 отд. 1 В ис. указа. 9 ноября
1906 г.) имѣетъ, въ виду лишь домохозяина, но не друшіхъ членовъ дво­
ра, фактическое отношеніе которыхъ -къ землѣ зависитъ всецѣло отъ води
домохозяина. Въ противномъ случаѣ, право участія въ общей собствен­
ности на укрѣпляемый надѣлъ, признанное за боковыми родственника­
ми закономъ, оказалось бы въ зависимости отъ воли домохозяина, «вто­
рому предоставлено распоряженіе общинною землею, отведенной кре­
стьянскому двору (указъ 2-го департамента Правит. Сената 13 декабря
1 904 г., № 873 3 ) (ук. 2 ден. 18 мая 1 910 г., № 375 9 ) (ст. 2 отд. 1 и
ст. 2 отд. I I у к . 9 ноября)’:
Приговоры о переходѣ цѣлыхъ обществъ въ подворно-отрубному
владѣнію не подлежатъ утвержденію уѣзднаго съѣзда (у к . 2 деп. 28 фев­
раля 1912 г., Эй 217 3 ) (п. 8 ст. 62 общ. пол.).
Земля, полученная обществомъ по дарственной записи отъ помѣ­
щика, согласно разъясненіямъ Правительствующаго Сената .(указы 18
февраля 1909 г., Xs 1173 и 22 февраля 1910 г „ № 129 7 ) являются внѣнадѣльньши и не подлежатъ дѣйствію указа. 9 ноября 1906 г. (ст. 18
отд. I ук. 9 ноября).

Ц ИРКУЛЯ РЫ И РАЗЪЯСНЕНІЯ МИНИСТЕРСТВЪ.
Главное Управленіе Землеустройства и Земледѣлія прижало необхо­
димымъ преподать нижеслѣдующія руководящія указанія, по вопросамъ:
1) 0 допустимости разверстанія черезполосности надѣльныхъ зе­
мель съ прилегающими казенными Лѣсными угодьями, безъ согласія лѣс­
ного вѣдомства и
2) Порядкѣ разрѣшенія ходатайствъ крестьянъ о такомъ рааверстаніи.
те­
По общему правилу— законъ позднѣйшій отмѣняетъ или измѣняетъ
ранѣе дѣйствовавшіе по тому же предмету законы, а по силѣ сего,— ■
съ изданіемъ Положенія о Землеустройствѣ разверстанія черезполосности
какъ въ обязательномъ, такъ и в ъ ,добровольномъ порядкѣ, могутъ про­
изводиться только Землеустроительными Кдажисіями, на основали пра­
вилъ Положенія. Засимъ," согласно ст. 49 Положенія, рааверетаяіе черезполосности указанныхъ въ ст. 2 этого закона земель ©о всякаго роза
прилегающими владѣніями производится по добровольному соглашенію,
а :Прн отсутствіи его. въ обязательном, порядкѣ, но ходатайству одной
изъ сторонъ, когда черезполосномъ будетъ признана существенно вред­
ной для хозяйства. Вслѣдствіе сего, представляется несомнѣннымъ, что
череэтодйсностр надѣльныхъ (указанныхъ въ ст. 2 Положенія) земель
ст, йрилеГающийн владѣніями казны (не шмыгания и лѣсньтхъ угодій)
'можетъ быть разверстана, на основаніи ст. 49 Положенія, не только въ
добровольномъ порядкѣ, по соглашенію крестьянъ съ Управленіемъ Го­
сударственныхъ Имуществъ (или его Представителемъ), но ж по одщь
сэдкданему заявленію Управленія или крестьянъ, хотя бы другая сто­
рона и не была c o m ta a на разверстайте. Для производства разверста-

3

нія указанныхъ владѣній въ обязательномъ порядкѣ необходимо лишь
признаніе землеустроительными учрежденіями черезполосности суще­
ственно вредной для хозяйства. При этомъ къ случаямъ разверстанія на­
дѣльныхъ земель съ казенными угодьями (въ толъ числѣ и лѣсными)
имѣютъ примѣненіе общія правила Положенія и въ частности: а) ст. 8
Положенія, въ силу которой при невозможности устраненія вредной въ
хозяйственномъ отношеніи черезполосности иначе, какъ путемъ зачета
однихъ угодій за угодья другого рода (иапр., паш ни за лѣсъ), допускает­
ся производство разверстанія съ такимъ зачетомъ, и 6) ст. 7 Положенія,
согласно «бей искусственно разведенные лѣса (п. ©.) лѣсные участки въ
мѣстностяхъ малолѣсныхъ (п. и .) и вообще угодья исключительной, по
мѣстнымъ условіямъ, цѣнности и важности, по признанію мѣстныхъ зем­
леустроительныхъ учрежденій, (п. л.) могутъ быть разверстаны только
съ согласія владѣльца (въ данномъ случаѣ—-казны или крестьянъ).
Что касается затѣмъ порядка разрѣшенія ходатайствъ крестьянъ
о раэверстаніи принадлежащихъ имъ земель съ казенными угодьями, то
■въ атомъ случаѣ примѣняется общій, установленный Положеніемъ о зем­
леустройствѣ порядокъ: ходатайства крестьянъ подаются въ Уѣвдйыя
Землеустроительныя Комвдсій (ст, 6 5), проектъ разверстанія состав­
ляется землеустроителемъ (ст. 7 6 ), предъявляется на мѣстѣ лицамъ,
заинтересованнымъ въ данномъ дѣлѣ,
и разсматривается Коммнсіе’й
въ открытомъ засѣданіи (ст. ст. 100 и слѣд.). К ъ составленію, предъяв­
ленію и разсмотрѣнію проекта вызывается, въ силу ст. ст. 79, 96 и 1-02
Положенія и представитель казны (по назначенію Управленія Государ­
ственныхъ Имуществъ), который пользуется во. время производства дѣ­
ла правами стороны.

Одно изъ губернскихъ присутствіи возбудило ходатайство передъ
Министерствомъ Внутреннихъ Дѣдъ о внесеніи на разрѣшеніе Прави­
тельствующаго Сената вопроса о томъ,— чью компетенцію составляетъ
отмѣна постановленій сельскихъ'старостъ и волостныхъ старшинъ о на­
ложеніи административныхъ взысканій на подвѣдомственныхъ имъ лицъ.
При неоднократномъ разсмотрѣніи
сего вопроса, въ Губернскомъ
Присутствіи возникало разногласіе, при чемъ мнѣнія членовъ Присут­
ствія разбивались на три группы , изъ коихъ одна полагала, что отмѣна
означенныхъ постановленій предоставлена власти Губернскаго Присут­
ствія, другая— Уѣзднаго Съѣзда и третья— Земскаго Начальника.
Обсудивъ настоящее дѣло, Министерство Внутреннихъ Дѣтъ нашло,
ЧТО' І Й й Щ в й и а та ртать,‘подлежитъ разрЕшевію на т о ц ш ъ основаніи
ст. 79 общ. пол. о крест., въ коей съ достаточной ясностью установлено,
что лица, считающія себя неправильно подвергнутыми взысканію; мо­
гутъ принести жалобу, въ семидневный срокъ, Земскому Начальнику.
Изъ сего, казалось бы, явствуетъ, что отмѣна такихъ постановленій
предоставлена: закономъ власти Земскаго Начальника, при чемъ для сего
необходимо, чтобы жалоба была принесена въ семидневный ©рокъ. Тѣмъ
не менѣе, конечно, Земскіе Начальники не лишены нрава разсматривать,
въ порядкѣ ст. 28 пол. устан. крест.,' п тѣ жалобы, кон принесены по
истеченіи семидневнаго срока, * въ этихъ случаяхъ, при основательно­
сти жалобы, волостные старшины и сельскіе- старосты могутъ подлежать
отвѣтственности по-закону.
По с и ге основаніямъ Министерство Вяутр_епнихъ Дѣлъ, съ своей
стороны, не нашло достаточныхъ основаній для внесенія настоящаго
дѣла на разсмотрѣніе Правительствующаго Сената. Но съ тѣмъ вмѣстѣ
сообщило Губернатору, что ежели Губернское Присутствіе, тѣмъ не ме­
нѣе, признало бы съ своей стороны, что возбужденный вопросъ не разрѣ­
шается достаточно опредѣленно дѣйствующимъ закономъ, настоящее дѣ­
ло можетъ бытъ направлено въ Праівительствующій Сенатъ сам-имъ Г у ­
бернскимъ Присутствіемъ въ порядкѣ п. 6 ст. 20 учр. Прав. Сената (ев.
зак. т. I. ч. II , Ѵчр. Прав. Сен., по ирод. 1 906 года) (по Земе. Отд. 17
января 1912 г., АГв 1 5 6 1 ) (ст. ст. 79 и 104 общ. пол.).

Піложеніе о льняномъ комитетѣ.
(Утверждено Главноуправляющимъ Землеустройствомъ и Земледѣліемъ
14-го марта 1 912 года).
1. Для обсужденія, объединенія и направленія дѣлъ, касающихся
льняного дѣла, при Главномъ Управленіи Землеустройства и Земледѣлія,
по Департаменту Земледѣлія, учреждается Льняной Комитетъ, состоящій
подъ предсѣдательствомъ лица, приглашаемаго Главноуправляющимъ
Землеустройствомъ -ж Земледѣліемъ.
2. Въ случаѣ отсутствія предсѣдателя Льняного Комитета мѣсто бтѳ
заступаетъ Директоръ Департамента Земледѣлія.
3. Членами Льняного Комитета состоятъ: а) по должности: Дирек­
торъ Департамента Земледѣлія, Управляющій О тдѣимъ Сельской Эконо­
міи и Сельскохозяйственной Статистики, Предсѣдатель Кустарнаго Коми­
тета, прдставителн М ю с т е р е т в ъ Финансовъ, Торговли я Промышлеи-