home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
строительства, проводятся спортивные и культурные мероприятия. Органы
местного самоуправления гораздо лучше осведомлены о цыганских про­
блемах, нежели высокие государственные инстанции.
В сложных социально-экономических условиях, как уж е отмечалось,
цыгане всегда находили свою «нишу», традиционные цыганские занятия
были востребованы в обществе. Сегодня проблема занятости в таборе так­
же не стоит остро, мужское население сумело найти свои сферы в бизнесе.
Женщины по традиции занимаются гаданием либо являются домохозяйка­
ми.
Сложной для пермских цыган является проблема образования. Ответы
на вопросы анкеты показали довольно низкий уровень образования: из 81
человека - 23 (28%) неграмотны, 48 (59%) имеют начальное образование, 9
(11%) человек - образование 5-7 классов и только 1 человек (1,2%) имеет
основное общ ее образование. При этом уровень грамотности не зависит от
возрастного состава респондентов. Сегодня большинство детей охвачено
школьным образованием, но они, как правило, заканчивают только на­
чальную школу.
Необходимость в минимальном уровне образования отмечают сами
информаторы. 100% опрошенных считают, что дети должны учиться в
школах, при этом 53 человека (76%) считают, что обучение должно прохо­
дить в цыганских классах, и только 17 человек (24%) отдают предпочтение
смешанным классам. Обучение в цыганских классах, с одной стороны, по­
зволяет учитывать в образовательном и воспитательном процессе этниче­
ские особенности, а с другой - способствует этнической замкнутости. 18%
опрошенных считают обязательным преподавание в школах цыганского
языка, 79,5% отмечают необходимость его преподавания лишь по желанию
родителей. Кроме того, многие приветствуют развитие художественной
самодеятельности среди цыганских детей, занятия детей в кружках и спор­
тивных секциях.
Однако главное препятствие на пути образования - традиция и сохра­
нение традиционных институтов. Сами цыгане рассуждают так: «Жить с
обычаями, учиться и закончить образование - бесполезная работа. Что с
ним будет? Если только отделится от табора. Мы не против, чтобы дети в
школу до 10-12 лет ходили, а потом зачем?» Большинство информаторов
не считают необходимым отдавать детей в дошкольные образовательные
учреждения. Решение проблемы образования - вопрос времени. Сегодня,
вероятно, не стоит форсировать события и стремиться к всеобщ ему охвату
общим основным образованием всех цыганских детей. Возможно, разра­
ботка специальной школьной программы с учетом этнокультурных осо­
бенностей и традиционных институтов цыган поможет найти решение.
Вопросы государственной национальной и социально-экономической
политики по отношению к тому или иному народу - одни из самых слож­
ных. Этничность - очень тонкая сфера социальной жизни. Следует прояв­
лять особую осторожность, тактичность при выборе механизмов взаимо­
действия с этническими группами. Пути решения многих вопросов под­
скажет время.

58