home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
нулись с этой проблемой. Характерный пример - русские цыгане, которые
отказались от некоторых традиционных институтов. В таборе молдавских
цыган пока еще сохраняется баланс между новыми веяниями и традицией.
Существование цыган в иноэтничной социальной среде всегда отли­
чалось тем, что цыгане умели приспосабливаться к различным условиям.
Оказавшись в окружении того или иного народа, они воспринимали его
язык, знакомились с обычаями. Например, пермские цыгане в соверш енст­
ве владеют не только родным цыганским языком, но и русским разговор­
ным. П о особенностям русской разговорной речи только специалистфилолог отличит цыгана от представителя другого народа.
Сами цыгане оценивают свое взаимодействие с социумом достаточно
оптимистично: 100% опрошенных считают, что соседнее население поло­
жительно воспринимает цыганскую диаспору микрорайона. С проявлени­
ем межнациональной розни сталкивались лишь 4 человека, которые встре­
чались с неодобрительными высказываниями в адрес своей национально­
сти. Показателем доброжелательного отношения жителей микрорайона
служит тот факт, что во время нашего полевого исследования русские ря­
женые не обходили стороной и цыганские дома. Однако негативно вос­
принимается традиционное занятие цыганских женщин гаданием.
Некоторая социальная напряженность обусловлена тем, что нередко
жители города, средства массовой информации не выделяют среди перм­
ских цыган представителей разных этнографических групп. Любая инфор­
мация о цыганах в общественном сознании переносится на молдавских
цыган, так как именно они, сохранившие многие внешние атрибуты этничности, исключительно и воспринимаются цыганами. Пермские СМ И в по­
следнее время часто представляют негативную информацию о цыганах во­
общ е, без учета этнографической адресности, таковы многочисленные ста­
тьи о «цыганском бизнесе»
В то ж е время, несмотря на активные внешние контакты, цыгане
предпочитают сохранять замкнутость. Показателем этого служат ответы
молдавских цыган г. ІІерми на вопрос о возможности брака с представите­
лями других национальностей. И з 92 опрошенных 83 человека (90% ) не
хотели бы, чтобы их дети вступали в брак с представителями других наро­
дов, для 3 человек (3,3%) национальность не имела значения, а 6 (6,5% ) за­
труднились ответить. Цыгане, как правило, д о настоящего времени не
принимают многих форм государственной социальной организации. Так,
из 42 человек, ответивших на вопрос о браке, лишь у 3 человек (7%) брак
зарегистрирован официально, а у 39 (93% ) - не имеет государственной ре­
гистрации. С другой стороны, государством никогда не учитывались цы­
ганские традиции ранних браков. Как рассказывают сами цыгане, им часто
приходилось официально удочерять невест своих «несовершеннолетних»,
по государственным законам, сыновей. Обособление от «государственно­
сти» находится в одном ряду с проблемой сохранения традиционного ук­
лада и этничности.
В последние годы в микрорайоне «Чапаевский» органом территори­
ального общественного самоуправления (ОТОС) накоплен определенный
опыт работы с цыганским населением. Здесь создан уличный цыганский
комитет, организуется работа по выделению земельных участков для
57