home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
ГѴ. С О В РЕ М Е Н Н Ы Е П РО БЛ Е М Ы
ЭТН ОКУ ЛЬТУ РН ОГО РАЗВИТИЯ
В современном российском обществе в последние годы идут сложные
и противоречивые процессы этнокультурного развития, в которые так или
иначе включены все народы, населяющие государство. С одной стороны,
рост национального нигилизма, ассимиляционные процессы, все большая
интеграция, часто приводящая к стиранию привычных этнических границ.
С другой стороны, стремление сохранить свою этническую индивидуаль­
ность. На первый взгляд может показаться, что современная ситуация не
затронула цыганское общество, цыгане оказались в стороне от сложных
проблем, которые стоят сегодня перед многими народами. Однако цыган­
ский народ, сохраняя определенную изолированность, всегда был доста­
точно хорошо интегрирован в окружающее социальное пространство. Цы­
ганский образ жизни, цыганская культура активно вбирали в себя измене­
ния, происходящие в обществе.
Современность ставит перед цыганами России, в том числе и перед
пермскими, множество проблем, над решением которых придется заду­
маться уже сегодня либо в ближайшем будущ ем. К таковым можно отне­
сти сохранение этничности в условиях современного города, взаимодейст­
вие с социальной и иноэтничной средой, вхождение в социальноэкономическое пространство, уровень образованности.
История цыганского народа показывает, что проблема сохранения
своей этничности, традиционной культуры всегда была актуальна. Цыгане
никогда не составляли большинства населения в той или иной стране, ха­
рактер их расселения чаще всего был дисперсным. Не случайно в цыган­
ской культуре наблюдается четкое противопоставление на «своих» и «чу­
жих», на цыган и «не цыган». Сохранение этничности в таких условиях
стало возможным лишь благодаря существованию многих традиционных
институтов, в первую очередь общины. Именно община и традиционная
культура позволяют сегодня молдавским цыганам г.Перми оставаться ма­
леньким этническим островком в миллионном городе. Они осознают, что
сохранение традиций - это сохранение цыганского этноса. Ранние браки,
выбор невесты родителями, отказ от образования, от гражданских инсти­
тутов регистрации брака, внетаборного разрешения конфликтов - все это
обеспечивает замкнутость общины, сохранение этнической целостности.
Традиционные институты, о которых мы говорим применительно к
цыганам, в прошлом существовали у многих народов нашей страны. Одна­
ко большинство из них, в первую очередь община, были разрушены в годы
социалистических преобразований. Н е случайно в советское время в нашей
стране активно протекали ассимиляционные и интеграционные процессы.
Однако сохранение традиционности не исключает отказа от некото­
рых элементов традиционной культуры, от «благ» цивилизации. В совре­
менных цыганских домах уже появились телевизоры и компьютеры, по­
степенно изменяется женский костюм. В большинстве своем этот процесс
объективен. Некоторые этнографические группы цыган еще раньше столк56