home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
и табор принимал решение не считать его больше «нечистым». Наиболее
полно эти представления отражаются в мифологических рассказах: «А
один раз мы с братом шли, брат еще живой был. Кони идут на нас, встали
перед нами на дыбы и так топают. Брат кричит, а я не кричала, только себя
крестила, брата крестила и держала его за руку. Ругаю их с матом: они та­
кие, они всякие. Потом смотрю, нет на дороге никого. Взяла, закурила,
брату сигарету дала, говорю ему: “Давай покурим”. А он не курил. Взяла,
юбку себе порвала и надела на веточку, зажгла, как факел, с этой веточкой
домой пришли. Домой не зашли, остановились, всю одеж ду сняли. Кричим
бабушке: “Дай что-нибудь одевать!” Она поняла, отругала нас: “Куда вы
ходите ночью!” А там кладбище недалеко военное. Среди мертвых кто-то
остался живой, и вот он кажется. Он не умер своей смертью, он уж е счита­
ется, что живой. Бабка наша поняла, выбросила одеж ду, дом перекрестила,
дорогу перекрестила, дымом, смолой окурила. Они ночью кажутся, в 12, в
3 часа ночи».
Многие сюжеты цыганской мифологии раскрывает народный сонник.
Толкование снов позволяет раскрыть символику многих предметов в на­
родной культуре. Хорошим предзнаменованием считалось приснившееся
зеркало, обещавшее скорую свадьбу или скорые хорош ие перемены в ж из­
ни. Увидеть лягушку означало, что в родне появится ребенок; увидеть
птицу или летать во сне как птица - получишь известие; платок - получишь
письмо; свинья, сало или мясо - к деньгам; хлеб или мука - к радости; вино
- к радости, здоровью. Нехорошими считались сны, в которых виделись
конь, рыба, цветы или вода. Вода предвещала слезы, а пить воду - к болез­
ни. Увидеть во сне самовар - к болезни. Видеть себя голой или видеть
свадьбу - нехороший сон, будут сплетни, смех, стыд, срам. Видеть во сне
огонь - к смерти. Современным вариантом мифотворчества служит такая
трактовка снов: «увидишь змею - будешь иметь дела с милицией, укусила
змея - заберет милиция».
В религиозно-мифологической картине мира цыган тесно переплелись
древние представления и более поздние, в том числе заимствованные у со­
седних народов. Несомненно, проживание в г.Перми также должно отра­
зиться на представлениях пермских цыган. И через некоторое время можно
будет фиксировать явления, которые с уверенностью будут названы
«пермским» пластом культуры табора.

Из полевых наблюдений
В ходе работы мы не проводили целенаправленного сбора цыганского
фольклора, были записаны лишь отдельные сказки, былички, баллады, песни. Но
и эти немногочисленные тексты мы решили поместить в настоящем издании.
Как уже отмечалось, период Рождественского поста был временем расска­
зывания сказок парамич. Вот некоторые сказки, которые слышали наши инфор­
маторы от своих стариков.
52