home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
ся больше, значит можно остаться на этом месте. Если не улетают, то мы
уходим с этого места».
Кто-то считает, что птицы эти действительно есть в природе, что не­
счастливая птица, например, - это кукушка. Другие твердо уверены, что
таких птиц нет, что это духи, которые появляются, чтобы дать знак людям.
Бытуют в цыганской среде и представления о мифических духах, «хо­
зяевах» природы и построек. Нам рассказывали былички о домовом, х о ­
зяине леса, хозяине воды, русалке. Хозяин леса способен «завести» людей
в лесу Если заблудился в лесу - это дело рук лешего. Чтобы защититься от
него, необходимо было креститься и читать молитвы, разжечь костер. Ни в
коем случае в лесу нельзя было переходить перекресток дорог. «Лешего
боялись, и сейчас люди боятся, он водит в лесу людей. Надо креститься, не
надо перекрестную дорогу переходить, надо остановиться, три спички за­
жечь, костер зажечь».
Есть в цыганском фольклоре и былички о хозяине воды: «Он голый,
как сокол, он редко кому показывается. Он вред делает, пароход вниз пус­
кает. Его наказали, и он стал водяным. В воде вред делает, иногда людей
спасает».
В воде обитает и другое мифологическое существо - русалка, которая
показывается только счастливому человеку. «Она редко кому показывает­
ся, она только счастливому человеку показывается на удачу. Когда она
всплывает, волосы за ней тянутся. Она что-нибудь дает, волос или ещ е
что-то, это все золото, это все деньги». Кроме того, водная преграда - река
осознавалась своеобразной границей между миром живых и мертвых. Счи­
талось, что мертвые не могут перейти реку даже по мосту.
Домовой, по представлениям пермских цыган, сегодня живет в доме, в
печке. Он так же, как и они, «отказался» от кочевой жизни, хотя в про­
шлом ходил за бричкой и останавливался на ночлег в цыганской палатке.
«Домовой дома все прячет, а в бричке бросает на дорогу, ложку бросает,
чашку разбивает, ножик бросает. Дома он в печке живет, а за бричкой сле­
дом идет».
Достаточно развитым в традиционных представлениях цыган был и
остается культ предков. К предкам обращались за советами, с просьбами
помочь в трудных делах, по хорош ему или плохому сну определяли, что
советуют предки. С другой стороны, умершие неестественной смертью не
переходили в разряд почитаемых предков, их души бродили по земле и
мешали живущим. Защититься от них можно было разными способами:
если показался дух - бросить на дорогу три зажженные спички, поджечь
кусочек сучка со смолой или палку с сучком. Если духи преследовали в
доме - выбрасывали из окна чайную заварку, окуривали жилище. Верный
способ защиты - набросить на человека нижнюю, «поганую», женскую
юбку. Человек при этом также становился «поганым», и нечистая «теряла»
к нему всякий интерес. Через некоторое время этот человек накрывал стол
51