home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
ся, взяла, бросила на муку, и мука стала грязная. Уже пошла не мука, а
снег, дождь. Нам наша бабушка говорила, что раньше не было снега, а бы­
ла мука белая, как снег».
Размытыми и не вполне логичными сохранились архаичные представ­
ления о появлении на земле человека. Нам удалось записать лишь фраг­
менты развернутого некогда мифа. «Бог, сын Бога, Петро и Матерь Божия,
они на небе жили, а у них там лестницы, они слезли, посмотрели на землю.
А на земле тогда никого не было. Потом они поднялись наверх и рассуж­
дали. И через некоторое время принесла наша Матерь Божия ребенка. И
через некоторое время на земле тоже появился такой ребенок. И они все
пошли по местам. Они рассуждали, надо женить этого мальчика, чтобы он
не постарел, чтобы была публика, чтобы лю дей было много, и свиньи и гу­
си, и куры, чтобы все были. И говорили, чтобы лю дей было так много,
сколько у меня волос на голове, чтоб были полные города и районы. И на­
д о поставить столько звезд на небе, сколько людей. И через некоторое
время, прошло год, два, и появились люди помаленьку».
Некоторые деревья в поверьях цыган наделены особыми свойствами.
Хорошим деревом считается береза, плохим - осина. По легенде, имеющей
связь с христианскими представлениями, осина - Иудино дерево, на осине
«Иуда удавился».
Целый ряд мифологических представлений связан с животными и
птицами. Например, курица у цыган считается чертовой матерью. Сущест­
вует поверье, что черт ночью превращается в курицу. «Если во сне челове­
ку приснилась курица и заговорила человеческим голосом - это чертова
мать. Этот человек не должен есть яйца и куриного мяса, все, что связано с
курицей. Если поешь - плохое бывает, обязательно заболевают дети. Снять
обет или запрет можно было через пятнадцать-двадцать лет, когда вырас­
тали дети. Для этого специально готовили курицу, накрывали стол, при­
глашали гостей и отказывались от обета. В се желают счастья, здоровья:
“Чтобы кушала курицу на здоровье”. И уже начинают есть куриное мясо.
Если не будет снов, значит, можно отказаться от обета. Но если после со­
вершения ритуала вновь приснилась курица и заговорила с человеком,
обет будет длиться всю оставшуюся жизнь».
В некоторых случаях подобный запрет распространяется и на рыбу:
человеку, которому приснилась рыба и заговорила с ним, рыбу нельзя
употреблять в пищу.
У пермских цыган, как и у всех цыган-кэлдэраров, существует пред­
ставление о летучей мыши ( пилияко), способной принести в дом счастье и
богатство. Если летучая мышь залетела в дом или палатку, считалось, что
«она на счастье пришла». «Надо взять золотой предмет, кольцо, серьгу, что
попадется под руку, чуть-чуть надрезать шею летучей мыши и положить в
тряпке в карман. Затем берут восковые свечи, золото, хлеб, летучую мышь
и из всего этого катают комок в виде шара». Готовый талисман хранят за
49