home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
ным, неудачным», - отвечали нам. Рассказывали и о постепенно проникающей
сюда традиции дарить детям подарки на праздник Нового года.

РЕЛИГИОЗНО-М ИФ ОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
Одна из сложных и интересных сторон народной жизни - система ре­
лигиозно-мифологических представлений. В о время нашего полевого ис­
следования нам удалось собрать интересный материал, раскрывающий
представления цыган о природе, появлении людей, однако многие легенды
и мифологические рассказы были записаны фрагментарно, не все удалось
уточнить в ходе работы. Работу в данном направлении планируется про­
должить. А в настоящий раздел мы поместили лишь некоторые тексты и
наш комментарий.
Молдавские цыгане - православные христиане. Однако из церковных
ритуалов они совершают только крещение и отпевание умерших, изредка венчание . Во время крещения ребенка в церкви берут святую воду, кото­
рой окропляют жилища. В праздники церковь посещать не принято: «Мы
самый верующий народ. Мы верим в Бога, но мы верим в душ е, не ходим в
церковь по воскресеньям и праздникам».
Степень религиозности цыган показали результаты этносоциологического исследования. Ответы на вопросы о религиозной принадлежности
показали, что 100% (95 человек) респондентов являются верующими,
100% - православными христианами. При этом глубоко верующими и со­
блюдающими все религиозные обряды считали себя 16 (17%), верующими,
но редко соблюдающ ими религиозные обряды - 79 (83%) человек. В се рес­
понденты отметили, что редко посещ аю т церковь.
В каждом цыганском дом е есть иконы, особо почитаемые среди цы­
ган. Мы уже говорили о том, что иконы - непременный атрибут цыганско­
го жилища и даже цыганской кибитки. С помощью иконы можно было за­
щититься от нечистой силы. Разнообразно было использование икон в се­
мейной обрядности. О собо почитаются иконы Спасителя, Богородицы
(Матери Божьей), Николая Угодника.
Христианские сюжеты у цыган тесно переплелись с древними дохри­
стианскими
представлениями.
В
то
же
время
в религиозно­
мифологической картине мира отразились разнообразные архаичные пред­
ставления о мироздании.
Значительный пласт в религиозно-мифологической картине мира цы­
ган составляют представления, связанные с природными явлениями. Рас­
сказы о происхождении некоторых из них нам удалось записать от старо­
жилов в цыганском таборе. М ифологические сюжеты, сохранившиеся в
настоящее время, сложились в результате длительной эволюции и связаны
47