home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
палатку должны зайти участники обхода, чтобы пожелать счастья, здоро­
вья и благополучия семье. При этом в каждом доме угощаются, пробуют
приготовленные блюда. Часто, после обхода домов мужчинами, подобный
обход совершается и женщинами, которые не только желают хозяевам
благополучия, но поют и пляшут. После обеда все собираются в домах
родственников, знакомых, начинается праздничное застолье, которое так­
ж е не обходится без песен и танцев.
Еще одним элементом празднования Рождества, как отмечают старо­
жилы, был ритуальный обход домов детьми с исполнением особых по­
здравительных песен: «Маленькие дети были, ходили по табору, пели пес­
ню Колида , желали хозяевам счастья, здоровья. Это давно было, когда мы
маленькими детьми были, еще до войны». Детей угощали пряниками и
конфетами.
Третий день Рождества, 8 января, празднуется с неменьшим разма­
хом. По традиции в этот день крестники должны одарить подарками своих
крестных. Крестному обычно дарят рубашку. День обычно посвящается
приему гостей и праздничному застолью.
Период между праздниками Рождества и Крещения считается особым:
девушкам разрешено гадать, выгадывать себе женихов. Чаще всего гадают
на Рождество и Старый Новый год. Прибегают к известным способам га­
дания. Становятся спиной к забору и бросают через забор валенок. Если
валенок улетает далеко, перелетает через забор к соседу, значит, сватать
приедут из соседнего города, если нет - следует ждать сватов из своего та­
бора. Высматривают суженого-ряженого в зеркало. Кладут зеркало под
подушку, ночью девушке должен присниться будущий жених.
Важной датой народного календаря является и последняя неделя пе­
ред Великим постом - Масленица. Представления о значимости праздника
сохранились в поговорке: «На М асленицу солдат из-под себя коня продает,
чтобы праздник справить!» В се обряды приходятся на последний день не­
дели - Прощеное воскресение и связаны с началом Великого поста, как и
название праздника - Зе Посто (начало поста). Утром этого дня, как и на
Рождество, совершают поминовение умерших. В этот день также принято
просить прощения у родственников и соседей.
Время Великого поста считалось особым. В прошлом взрослое насе­
ление стремилось держать пост, не употреблять скоромную пищу. В на­
стоящее время также сохраняется такое стремление, тем более, что Вели­
кий пост в ряду годовых постов считается наиболее значимым. Сегодня
поста стараются придерживаться в семьях, где есть маленькие дети: «Да,
держат, у кого дети есть, для здоровья детей. Незамужним и неженатым
можно не держать, старикам тоже это уже не надо». Однако в настоящее
время строгий пост соблюдают только в первую и последнюю неделю. На
время Великого поста распространяется запрет покупать гребни и расчес­
ки.
44