home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
ронно-поминальная обрядность. Некоторые изменения претерпела лишь
родильная обрядность, так как сегодня рожать предпочитают в больницах.
Однако при этом весь комплекс поверий, связанных с рождением ребенка,
лечением детских болезней, не исчез.

КАЛЕНДАРНЫ Е ПРАЗДНИ КИ И ОБРЯДЫ
Календарные праздники и обряды наиболее ярко отражают самобыт­
ность народа, тесным образом связаны с другими сферами традиционной
культуры. Цыганский народный календарь не стал исключением. Кочевой
характер жизни, традиционные хозяйственные занятия ремеслом послужи­
ли причиной того, что основу календаря іхыгш-кэлдэраров не составили
обряды, связанные с хозяйственной деятельностью, как, например, у рус­
ских, удмуртов и других народов. Элементами праздников народного ка­
лендаря становились обряды, основанные на семейных традициях. Значи­
тельное место в праздничной культуре занимает гостевание. Целый пласт
обрядов и поверий в народном календаре связан с культом предков. Умер­
ших принято поминать на Рождество, перед началом Великого поста, на
Радуницу, Петров день.
Основу традиционного календаря цыган-кэлдэраров составляет цер­
ковный православный календарь. Самыми значимыми и большими празд­
никами до настоящего времени считаются Рождество, Пасха, Петров день.
Празднование Рождества (.Кречуно) продолжается несколько дней.
Подготовка к празднику начинается 6 января. В этот день делается уборка,
готовятся праздничная пища.
Утро следующ его дня, собственно Рождество, начинается с помино­
вения умерших предков. Прежде чем накрывается праздничный стол, ста­
вится небольшой столик с блюдами, приготовленными к празднику. Счи­
тается, что на поминальном столе обязательно должны быть голубцы, жа­
реное мясо, фрукты и пресные лепешки, специально приготовленные для
поминовения умерших. Из напитков на стол ставятся пиво и водка. В по­
миновении предков участвует вся семья, также за стол приглашаются и
пришедшие гости: «Старший в семье садится, берется маленькая рюмочка.
Вот я говорю: “Чтобы Бог принял”, называю имя (умершего), целую эту
рюмочку и ставлю перед вами, вы пьете на здоровье. Чтобы Бог принял
мертвым и вам на здоровье. Кушаете, пьете, здесь не забывают никого, ка­
ждый в своем доме поминает своих усопш их». Остатки поминального сто­
ла скармливаются птицам. Только после этого в каждом дом е накрывается
праздничный стол.
Ближе к полудню совершается ритуальный обход домов, в котором
участвуют одни мужчины. В каждый дом табора, а в прошлом в каждую
43