home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
«на дорогу» клали монетку. Деньги с покойником «посылали» и другим
умершим, для чего в гроб также клали мелкие монеты. В гроб могли поло­
жить и другие предметы, которыми пользовался умерший и которые пона­
добятся ему в загробном мире: мужчине - трубку и табак, женщине - зер­
кало и помаду.
В течение трех дней до похорон умершего не принято было оставлять
одного, у гроба сидели родственники и знакомые. В течение нескольких
ночей, пока покойник находился дома, ночью у его палатки или дома раз­
водили костер, к которому собирались старики табора. Цыгане говорят,
что «это его костер». По поверьям, у костра собираются не только живые,
но и души умерших родственников. Считается, что у костра род решает
судьбу души умершего, определяет, куда она попадет: в ад или в рай. Си­
дящему у костра не разрешалось дремать, а тем более спать, иначе предки
могли забрать и его душ у. В течение всей ночи принято было разговари­
вать, рассказывать истории из жизни покойного. П еред похоронами пепел
костра собирали и увозили в «чистое» место.
Похороны совершались на третий день после смерти согласно христи­
анской традиции. Цыгане старались отпеть умершего в православной
церкви, иногда священника приглашали и на кладбище.
После смерти близкого родственника родные некоторое временя со­
блюдали строгий траур. Самый близкий родственник в течение трех, реже
девяти дней, отказывался от пищи. На протяжении определенного срока не
мылись и не умывались. В течение года близким родственникам не разре­
шалось покупать и надевать новую одеж ду, членам семьи - «гулять»
праздники, ходить в гости. Женщине запрещалось брать в руки муку и тес­
то, готовить праздничную пищу. На этот же срок обычай запрещал есть
семечки. Сейчас добавился и новый запрет - смотреть телевизор.
Поминальные обряды продолжались в течение года после похорон. Д о
сорокового дня поминать было принято каждое утро. Для таких поминок
утром хозяйка шла за свежей водой, ставила чай, близкие родственники
пили чай и угощали кого-либо из пришедших.
Большие поминки устраивались на сороковой день, через полгода и
год. В эти дни накрывался поминальный стол, приглашались родственни­
ки, знакомые, соседи. Родственники должны были купить полный ком­
плект новой одежды «для умершего». В этот комплект, включающий ру­
башку, костюм, ботинки и носки для мужчины, юбку, кофту, фартук, ко­
сынку, туфли - для женщины, одевали кого-либо из пришедших на помин­
ки, согласившегося принять от родственников этот комплект. В новой
одеж де такого гостя усаживали на самое почетное место.
Одна из особенностей традиционных семейных праздников и обрядов
цыган - бытование их в активной форме д о настоящего времени. Попрежнему традиционный характер сохраняют цыганская свадьба, похо42