home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
На третий день свадьбы у отца невесты спрашивали разрешение,
можно ли увести его дочь в свой табор. Отец требовал выкупа вином и от­
пускал свою дочь. За невестой принято было давать приданое, однако оно
особым образом не оговаривалось. Как правило, в приданое входили по­
стель для молодых (подушки, перины, одеяла), одеж да невесты, серьги,
браслеты, другие украшения.
В течение свадебного пира невеста ничего не должна была делать по
дому. О собо строго оговаривалось, что она не должна подметать и мыть
пол - «счастье выметешь». Невесте на свадебном пиру разрешалось под­
носить на стол и ходить за водой. Полные ведра символизировали счастье
и достаток в будущ ей семейной жизни.
По приезде невесты в дом жениха собиралось застолье. Для этого го­
товилась и подавалась на стол голова свиньи, а в свиной рот вкладывалась
золотая монетка: «Голова свиньи должна быть на столе. Эта голова варит­
ся, накрывается стол. Ее (невесты. - А.Ч.) родители с калыма, что они по­
лучили, должны подарить монету, положить в рот свинье».
На этом этапе свадебного обряда происходил обмен подарками меж­
д у невестой и свекровью. Невеста могла подарить из своего приданого ко­
сынку, свекровь также подносила молодой подарок - кольцо, серьги. Су­
ществовал еще один вариант сбора подарков: «М олодые носят воду, сва­
дебную воду, по всему табору. Она заходит к вам в дом, она дает вам воды
или выпить, или в ваше ведро нальет. Вы ей дарите, в воду прямо бросаете
деньги. Весь табор должна она обойти. Это вода молодоженам, вдвоем хо­
дят, дети за ними ведра носят. После этого родственники опять гуляют».
Венчание, как и официальная регистрация брака, не входило в тради­
ционный порядок свадебного обряда. Как правило, венчались уже через
некоторое время после свадьбы, хотя и это делалось в редких случаях.
Сейчас к государственной регистрации браков также прибегают далеко не
всегда, значительное количество браков остается не зарегистрированными.
Если семья и решается на регистрацию, это происходит по прошествии не­
скольких лет после свадьбы. Закрепление брачного договора по традиции
строится на общинных институтах.

Похоронно-поминальная обрядность. М ногие архаичные представ­
ления цыган о мироздании отразились в похоронно-поминальной обрядно­
сти. При кочевой жизни принято было хоронить там, где умер человек - на
кладбище близлежащего села или города. Считалось, что после смерти че­
ловека в дом е или палатке постоянно должна быть открыта дверь, так как
душ а умершего выходит и заходит обратно. Сорок дней после смерти, по
представлениям цыган, душа ходит «по следам своим», т.е. навещает все
те места, где был человек в течение всей своей жизни.
Умершего обмывают, одевают в новую одеж ду. Часто погребальную
одеж ду тут же шили пришедшие проститься с покойным. В гроб мертвому
41