home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
пустыми руками- Обязательным атрибутом сватовства у всех цыганкэлдэраров - плоска. Плоской сегодня называют бутылку шампанского, на
которую привязывались красная ленточка с золотой монеткой: «Если бу­
тылка принимается - свадьба состоится». М онету с ленты невеста иногда
надевала на шею в знак того, что она просватана.
С плоской связано множество свадебных ритуалов. Открыть бутылку
шампанского имел право только отец невесты, что означало полное согла­
сие на свадьбу. Если отец принимал т оску , но не открывал бутылку, то
утром ее можно было отдать обратно и отказать в свадьбе. Плоска была за­
действована и в других этапах свадебного обряда. Когда молодым дарили
подарки, гостей угощали из тоски. Считалось, что бутылка не должна
быть пустой, поэтому ее постоянно дополняют вином или шампанским.
В сегда наполненная бутылка символизировала благополучие, довольство,
богатство. Когда невесту вели в дом жениха, «эту бутылку надо было с со­
бой прихватить».
При сватовстве, как правило, обращались к отцу невесты: «Дай вам
Бог здоровья, дай Бог вам счастья! Мы хотим с вами породниться, чтоб
наши дети сблизились друг с другом, чтоб ваш род не остановился, чтоб
наш род не остановился». Сватовство могло растянуться на несколько
дней. Крайним сроком, как отмечают информаторы, было три дня, в по­
следний день отец должен был дать согласие или отказать в свадьбе. Вы­
ждать такой срок могла только состоятельная семья, так как в случае отка­
за отец невесты должен был возвратить стороне жениха расходы. В каж­
дый из дней сватовства накрывался праздничный стол. Если «партия» счи­
талась выгодной, на отца невесты пытались влиять не только сватовщики,
но и представители невестиной стороны, заинтересованные в заключении
брака.
Во время или после сватовства, когда окончательно договаривались о
свадьбе, принято было платить выкуп за невесту. Как и в старину, выкуп в
настоящее время принимается только золотыми монетами. Как правило, за
невесту платили около 10 золотых монет. Сегодня в ход по-прежнему идут
австро-венгерские дукаты, бережно хранимые на протяжение последнего
столетия. В се чаще специально для свадьбы изготавливают позолоченные
подделки под монеты. Выкуп за невесту бытовал не у всех этнографиче­
ских групп цыган, он известен у крымских цыган и кэлдэраров. Кэлдэрары,
вероятно, восприняли эту традицию от турок-османов еще в те времена,
когда территория их формирования находилась под влиянием Османской
империи. В прошлом отец невесты возвращал молодым лишь часть выку­
па. В настоящее время принято постепенно отдавать молодой семье весь
выкуп. Первую часть денег отец невесты дарил молодым уже на свадьбе.
Другую часть отдавали тогда, когда невеста возвращалась на несколько
дней погостить в дом родителей.
39