home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
его на бричке в табор, чтобы воду освящать и крестить». В редких случаях
крестить детей звали кого-либо из табора. Вспоминает Замбила Георгиевна
(1914 г.р.): «Там нету церкви, а крестить надо. Есть старуха, как я, напри­
мер. Я много людей крестила и на церкви, и на воде. А нету батюшки,
приходят ко мне и скажут: "Бабка, пойдем крестить его". Это каждый че­
ловек не берется, что ты, - шутишь! А кто много людей крестил - пускай
крестит. Начинаем крестить. Икону берем с собой большую, Матери Божь­
ей, Святой Богородицы, Бога, три иконы. Кладем там у воды, освящаем
воду. Молитву читаем, несколько строчек. Потом берем водичку, наливаем
на его лицо, на его глаза, моем. В се, он крещеный. И говорим по-нашему:
"Чтобы был счастливый, чтобы сто лет жил, чтобы был богатый, чтобы
был здоровый навсегда". Счастья, добра желаем. Наша бабушка прежде
чем крестить, чертей сначала по-цыгански отгоняла».
В крещении участвовали крестный отец и крестная мать. Близкие от­
ношения между крестными и крестником сохранялись на протяжение всей
жизни. На Рождество и Пасху крестник обязательно делал подарки своим
крестным.

Свадебная обрядность . Свадебная обрядность у молдавских цыган,
как и многих народов, состояла из нескольких этапов и, как правило, начи­
налась со сватовства. Заключение брака при помощи сватовства - наиболее
распространенная форма. В прошлом, как отмечают информаторы, роди­
тели могли договориться о вступлении детей в брак еще при их рождении.
Брать невест старались в других городах, в соседних таборах молдавских
цыган, хотя заключались браки и внутри табора. Сватание невест в других
городах традиционно преследовало несколько целей: поддерживание со­
циальных и родственных связей с другими таборами цыган России, ис­
ключение возможности кровнородственных браков.
Будущий жених, как правило, не участвовал в выборе невесты. Роди­
тели выбирали ее по своему усмотрению, при этом учитывали зажиточ­
ность семьи, красоту и трудолюбие невесты. Иногда, отправляясь на сва­
товство, уже знали, какую невесту будут сватать, в другом случае невесту
выбирали уже на месте.
Для сватовства в другой город отправлялись отец, мать, жених, крест­
ные, уважаемые родственники. Приехав в табор, сваты останавливались в
доме одного из своих старых знакомых. По поводу приезда гостей пригла­
шались другие члены табора. Во время застолья сваты объявляли о цели
своего приезда, советовались и заручались поддержкой. Часто это бывало
залогом удачного сватовства.
Только затем сваты отправлялись в дом невесты. Если родители зара­
нее не знали, кого будут сватать, то могли прийти и с простым визитом, не
объявляя о сватовстве, посмотреть невесту. Если сватали в своем таборе,
сразу отправлялись в семью невесты. В дом невесты не отправлялись с
38