home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
По представлениям цыган после рождения ребенка к нему спускаются
три ангела и определяют его будущ ую судьбу. В некоторых случаях можно
было увидеть ангелов и услышать их предсказания: «Некоторые мужчины
и женщины видели этих ангелов. Они приходили к ребенку и определяли
его судьбу. Ангел самому ребенку рассказывал его судьбу. Они святые,
есть ангел-хранитель, есть ангел - предсказатель судьбы и еще третий ан­
гел. Они всегда приходят, но не все их видят».
Когда маленькие дети спрашивали о появлении брата или сестры, ро­
дители обычно отшучивались так: «Пошла гадать и нашла под деревом».
Часто ребенку, рассказывая о его появлении на свет, также шутя говорили,
что его забрали у русской бабушки: «Русская бабушка отдала, а мы тебя
взяли, воспитываем».
Как и многие народы, цыгане считали роженицу «нечистой». Через
несколько дней после рождения ребенка совершался особый ритуал, смысл
которого связан с очищением роженицы и других членов табора. Бабушка,
принимавшая роды, старшая родственница роженицы или свекровь гото­
вили святую воду. Для этого в ведро воды помещали небольшую медную
или деревянную икону, иногда крест. Водой обмывали роженицу и ребен­
ка. После этого невестка или свекровь обходили весь табор: «Весь табор
надо обходить, хоть зимой, хоть летом, надо ходить по домам. Надо брыз­
гать всех священной водой. Заходят в дома и брызгают людей, чтобы зна­
ли, что в таборе ребенок родился. Они желали счастья, здоровья ребенку и
его родителям. Если женщина с водой зашла - значит, в таборе ребенок ро­
дился».
Роженица считалась «нечистой» до 40 дней. Ей запрещалось выпол­
нять некоторые домаш ние работы: брать воду в колодце или роднике, при­
носить ее домой, трогать посуду, готовить пищу. Регламентировалось и
общ ение с мужчинами табора, с которыми она не должна была разговари­
вать в течение этого срока.
Родившегося ребенка заворачивали в большой шерстяной платок, ук­
ладывали на перину или на старый овчинный тулуп. При этом тулуп не
должен был принадлежать умерш ему человеку, чтобы ребенок был здоро­
вым.
Рождению мальчика в семье радовались больше, нежели рождению
девочки. «Мальчиков больше ценят, любят. Мальчик есть мальчик. Девоч­
ка чужая, когда подрастет, ее отдают замуж, а мальчик остается с тобой на
всю жизнь. Любви больше отдавалось мальчику, а жалели больше дево­
чек».
Для защиты ребенка от сглаза, чтобы он рос здоровым, прибегали к
магическим приемам. На шею ребенку надевали небольшой мешочек (бояруцу), в который укладывали травы, разные предметы: «В этот мешочек
зашивают разные травы. Есть такая трава страшник, чтобы спал хорошо,
чтобы крепким рос. Кладут туда и такое кольцо, которое растет на редких
36