home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
В пермском таборе нам довелось услышать интересную историю о том, как цы­
ганка Ульяна была... цыганским бароном. «Прабабушка наша Ульяна была же­
ной барона, Рика его звали. Пять братьев было. Их в 1930-е годы в камеру поса­
дили, а женщинам сказали: "Принесете два ведра золота - выпустим". Праба­
бушка отдала все золото, которое было, все равно не отпустили. Потом их всех
расстреляли. Женщины все остались и дети, по семь, по восемь детей, и все ма­
ленькие. Пока барона не было, пока дети не выросли, не стали взрослыми, она
решала проблемы без мужа, постоянно решала все проблемы в таборе. Ее все
знают. Она даже в другие города ездила. Пришла телеграмма из другого города,
пришлите, пожалуйста, Ульяну. Она уехала в Киев решать их конфликты. Улья­
на многих крестила в таборе, крестила нашего барона. Ее уважали, она умерла
как королева. И так получилось, что умерла она в Москве, где прадедушку рас­
стреляли, ее мужа».

СЕМЕЙНАЯ ОБРЯДНОСТЬ
Обряды, сопровож дающие рож дение ребенка. Как и у других наро­
дов, период ожидания и рождения ребенка сопровождался целым рядом
представлений и обрядовых действий. Поведение женщины в период бе­
ременности строго регламентировалось. Существовали многочисленные
запреты, нарушение которых, по представлениям цыган, могло неблаго­
приятно сказаться на развитии ребенка. В этот период женщина не должна
была бить кошку - ребенок будет волосатым; пинать собаку - ребенок бу­
дет капризным и злым, как собака. Нельзя было переступать через веревку
- во время родов могла перекрутиться пуповина; наступать на вылитые
помои - у ребенка или матери могли появиться синие пятна.
Опытные женщины могли определить и пол будущ его ребенка, для
чего прибегали к разным приемам. Смотрели форму живота беременной:
если он был широким, круглым - родится девочка; если острым, по форме
как дыня, - родится мальчик. Если во время беременности на лице женщи­
ны появлялись пигментные пятна - родится девочка.
Во время кочевой жизни, если роды начинались в дороге, семья оста­
навливалась на несколько дней, пока роженица поправится, и только потом
отправлялась догонять табор. Иногда для роженицы специально из не­
скольких платков делали небольшую палатку. При родах обязательно при­
сутствовала повитуха, которая обрезала пуповину, принимала и купала ре­
бенка либо следила за тем, как правильно выполняют эти действия другие
женщины, приглашенные помогать роженице. При родах запрещалось
присутствовать мужчинам, детям и незамужним девушкам.
Ребенка, родившегося «в рубашке», считали счастливым. «Рубашку»
сушили, а затем хранили в перине.

35