home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
Каждый член общины в зависимости от возраста и социального поло­
жения имеет в таборе свой статус. Среди мужского населения четко выде­
ляются неженатые, которые, как правило, не принимают участия в коллек­
тивном обсуждении, не играют значимой роли в общинных институтах.
Основную социальную нагрузку несут женатые мужчины, на них и ложит­
ся ответственность за принятые решения в коллективной жизни табора.
Авторитет мужчины зависит от его умения правильно и верно вынести
решение, от того, как идут его дела в бизнесе. Не последнюю роль играет
возраст: представители старшего поколения обладают непререкаемым ав­
торитетом.
Социальный статус цыганской женщины также изменяется с ее воз­
растом. Девочки и девушки до замужества находятся на привилегирован­
ном положении: на них не распространяются предписания и запреты, ко­
торые должна выполнять замужняя женщина; девушки не носят традици­
онного костюма, не следуют строгим правилам в поведении, нет у них и
особы х обязанностей. Важный период в жизни женщины - несколько лет
после замужества. М олодуха должна строго соблюдать традиции, «закон»,
выполнять всю домаш нюю работу. Только после нескольких лет замуже­
ства женщина, как правило, уходит на заработки - начинает гадать. С по­
жилых женщин также снимаются многие ограничения, они пользуются
особым почетом и уважением.
М ножество предписаний регламентируют повседневную жизнь ж ен­
щины. Женщина не должна садиться с мужчинами за праздничный стол,
ей нельзя сидеть спиной к мужчинам. Запрещается переступать через по­
суду, чистое ведро и другие предметы. Раньше женщине не разрешалось
проходить перед конем. Д о сих пор ей нельзя переходить дорогу мужчи­
нам.
Система строгой половозрастной регламентации поведения в цыган­
ской среде - не исключение: в той или иной форме в прошлом она сущ ест­
вовала у многих народов.
Семейные отношения также регулируются нормами обычного права.
Наши исследования позволяют утверждать, что в настоящее время у перм­
ских цыган преобладают малые семьи, состоящие из родителей и детей. Из
тридцати семей, выбранных для анализа, такие составляют 56,7%. Часто
встречаются трехпоколенные семьи, включающие родителей, детей и вну­
ков (30% ), реже - более сложные семейные коллективы, состоящие из ро­
дителей, детей и других родственников (13,3%). Среднее число членов
одной семьи составляет 6,16. Семья строится на основе патрилокального
брачного поселения, т.е. невеста после свадьбы переходит жить к мужу. В о
главе семьи стоит старший мужчина. Как и у других народов, у цыган не
поощряется наличие неженатых или незамужних.
Характерной особенностью семейных отношений у цыган являются
ранние браки и, соответственно, ранняя рождаемость в группе. Временной
зз