home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
умеешь, надо было платить штраф. У меня бабушка платила штраф за то, что не
умела танцевать. Вот на празднике все сидят, вызывают: “Сейчас пойдет танце­
вать твоя жена”. Она идет, танцует. У меня бабушка не умела танцевать. Дедуш­
ка заплатил штраф, пять золотых рублей, чтобы купить самогон и угостить гос­
тей за бабушку. Это же стыд был раньше, что цыганка не умеет танцевать поцыгански. Это у нас легенда такая про бабушку».

НАРОДНЫ Й КОСТЮ М
Традиционный костюм этнографической группы цыган -кэлдэраров
исследователи относят к наиболее развитым и интересным вариантам цы­
ганской одежды32.
Мужской традиционный костюм в прошлом составляли вышитые и
орнаментированные аппликациями куртки и жилетки, штаны, высокие са­
поги с узорчатой выделкой. На его формирование оказала влияние венгер­
ская национальная одеж да33. Мужской цыганский костюм к настоящему
времени давно уж е утратил этнический колорит и ничем не отличается от
современного городского костюма. Но многие еще вспоминают о мужских
цыганских поясах, кожаных или тканых, вышитых бисером, иногда укра­
шенных металлическими или золотыми бляшками, сапогах с высокими го­
ленищами, широких рубахах навыпуск.
Женская одежда, наоборот, вплоть до настоящего времени сохраняет
национальную самобытность. Основу женского костюма составляет тра­
диционная юбка готья. Она относится к несшитым формам одежды и вы­
полняется из прямоугольного полотна ткани, собранного в складку по поя­
су. Спереди юбка не сшивается. Женская юбка, по представлениям цыган,
считается «нечистой». Обычай не разрешал надевать юбку через голову.
По представлениям цыган нижняя часть женского тела считается нечистой,
поэтому к цыганской юбке относятся, как к нечистому предмету34. Этими
представлениями объясняются и многие бытовые запреты и предписания.
Чтобы не осквернить воду, в прошлом цыганка носила ведро с водой на
голове. Если женщина переступала через стоящую на полу посуду, посуда
считалась нечистой и выбрасывалась. Жестоким оскорблением для муж­
чины считалось, если женщина ударила его юбкой.
Поверх юбки надевался фартук кытрынцы , который закрывал разрез
несшитой юбки и нейтрализовал ее «нечистость». Покрой фартука также
был достаточно простым - прямоугольное полотнище, уложенное в склад-

32Деметр Н., Бессонов К , Кутенков В. Указ. соч. С.259- 260.
33Деметр Н, Бессонов Н., Кутенков В. Указ. соч. С.262.
34Деметр Н.Г Указ. соч. С.393.
28