home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
ный дом представляет собой сруб из бруса с двускатной крышей. В домах
обычно нет крыльца и сеней, с улицы сразу попадаешь в жилое помещ е­
ние. В некоторых местах застройка повторяет уличную планировку микро­
района.
Специфика уклада традиционной кочевой жизни сохраняется в на­
стоящее время и в интерьере жилища. На стенах, как и прежде, много ков­
ров, которые часто используются вместо дверей, разделяющих помещения:
отодвигаешь полу ковра и попадаешь в другую комнату. В домах не так
много мебели, в некоторых семьях предпочитают «по старинке» спать на
полу. Противоположный от входа угол в центральной комнате служит ме­
стом для размещения икон. Полка с иконами в дом е обычно закрывается
небольшими занавесками, потому что, по обычаю, женщине запрещено
проходить перед открытыми иконами. Интерьер многих цыганских домов
уж е утрачивает этническую специфику, и его не отличить от обычной го­
родской квартиры.
Обряды, которыми сопровождаются строительство дом а и новоселье,
у цыган, ведущих кочевой образ жизни, неизвестны. Однако сегодня при
постройке дома под первый венец сруба закладывают монетку, «чтобы в
доме хорош о жить, чтобы деньги водились». При переходе в новый дом
устраивается обычное застолье.
Сопутствует новоселью ритуал отделения женатого сына от отцов­
ской семьи. В прошлом отделившийся сын ставил свою палатку. В на­
стоящее время ритуал совпадает с заселением в новый дом. При отделении
новой семьи приносится жертва, обычно баран, в некоторых случаях пе­
тух. Иногда особо оговаривают, что баран должен быть с рогами и белой
шерстью. П еред тем, как зарезать барана, его запускают в новое жилище,
обводят три раза по палатке, потом закалывают. Кровью животного ставят
крестики над дверью, на стенках: «старые что-то там заговаривают, жела­
ют счастья и здоровья молодым». Обычно при этом произносят такую фра­
зу: «Как легко зашел, так чтоб легко и вышел». Сами цыгане говорят: «У
нас не говорят, чтобы жил все время в доме, это нехорошо». После совер­
шения ритуала начинается застолье, на котором основные блюда приго­
товлены из баранины, голова барана также ставится на стол. Молодым, ко­
торые отделяются, не разрешается пробовать этих блюд. Гости могут по­
ложить в рот барана золотую монетку, сережки. Родители сына за столом
должны объявить, какой подарок они делают молодым.

Из полевых наблюдений
Одним из умений цыганской женщины, которое всегда высоко ценилось,
было умение танцевать. В том, что цыганки прекрасно танцуют, убедились мы
на цыганских праздниках. Редкая цыганка не умеет танцевать. По этому поводу
рассказывали нам такое семейное предание: «У нас, если идешь танцевать, и не
27